Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Печать E-mail
27.05.2008 г.
КОНДАКИ ПРЕП. РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
 
 
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют.
Нас бо ради родися Отроча младо,
Превечный Бог.
 
Поэма 

Поэма имеет 3 кукулиона и 31 строфу. I и III кукулионы имеют по восьми строк, а II - пять. Во всех строфах дано по десяти строк (отмечены на полях цифрами 5 и 10). Акростих: "сие поэма смиренного Романа".

Кукултон I

Жениха, братие, возлюбим,
Лампады наши приготовим,
Сияющие добродетелью и правой верой,
Чтобы как мудрые, когда Господь придет,
Мы готовыми вошли вместе с Ним на брак.
Ибо Милосердный, как Бог, дар
Всем раздает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Кукулион II

Жених спасения, надежда прославляющих Тебя, Христе Боже,
Даруй нам, просящим Тебя,
Непорочно совершать течение на брак Твой,
Да примем, как девы,
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Кукулион III
Ныне время добродетелей явилось
И при дверях Судия. Не будем ненавидящими,
Но придите, постящиеся, принесем
Слезы, раскаяние и сострадание,
Взывая: "Блуждаем во мгле морской".
Но прости все, Творче всех,
Да удержим
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Строфа I

Услышав евангельскую священную притчу о девах,
Я смутился от дум, меня одолевших.
Как получилось, что из десяти, сохранивших добродетели девства,
У пяти этот труд оказался бесплодным?
Другие же держали лампады человеколюбия,
И Жених обращается к ним
И с радостью вводит в чертог,
Небеса открывает и раздает
Всем праведным
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.


II

Итак, вникнем мы в благодатный смысл сего Божественного Писания,
Ибо оно предлагает всем путь в бессмертный брачный чертог.
Воистину богодухновенное и полезное Писание!
Христу же Спасителю, припадая, усердно воззовем:
Царь царствующих, Человеколюбец, даруй всем ведение,
Путеводи нас к Твоим заповедям,
Да познаем путь к Царству,
В которое мы желаем войти,
Да получим
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

III

По вере и обету очень многие люди,
Царствия Божия достигнуть желая,
Со тщанием добродетель девства хранят.
Всю жизнь строгий пост соблюдают,
Молитвы подолгу творят, догматов чистоту стерегут,
Но человеколюбие их оставляет,
И весь труд их напрасен бывает.
И всякий из нас, в ком нет состраданья,
Не примет
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

IV

Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,
Не могут по морю свой путь совершать,
Ибо сам корабль их препятствует бегу,
Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.
Так же и все, плывущие к Царству Небесному,
И всякой добродетели груз на себя возложившие,
Но обнаженные милосердия,
Не могут достигнуть пристани неба
И не получат
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

V

Судия всех признал милосердие выше всех добродетелей
И передал людям сие, притчей их научив
О пяти мудрых девах, имевших елей,
И о неразумных, совершавших путь без елея.
Матфей ее силу возгласил во услышание нам.
Вновь повторять все слова сии
Для знающих Писание, полагаю, не нужно,
Лучше исследуем смысл ее,
Да примем
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

VI

Много поучительного в притче сей, всякого человеколюбия
И смиренномудрия путь, и всем она путеводительница.
Начальникам дает пример обхождения, народных правителей учит состраданию.
И подобно тому, как построивший прекрасный дом и наполнивший всем, Если его не покроет, понесет напрасный труд,
Точно так же добродетели собирающий
И кровлей сострадания
Их не покрывающий губит приобретенное в поте лица,
Ибо не может иметь
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

VII

Мы можем познать смысл сей притчи Божественной, если разума
Очи недремлющие возведем ко Христу.
Посему прославим взором духовных очей всемирное воскресение
Христа Спасителя, грядущего всех Царя.
Он и ныне царствует и есть Господь и Владыка.
Если же некие незнающие восстают против Него,
То пламя и огонь всех сожжет.
Тогда противостать никто не в силах будет,
Ибо Он раздает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

VIII

Все увидим, как внезапная труба возвестившего ангела звуком
Возбудит мертвых от века, ожидающих Христа,
Прекрасного Жениха, Сына Божия, Безначального Бога нашего.
С криком внезапно все выйдут навстречу,
И имеющие лампады, приготовленные и милостью наполненные,
Тотчас войдут с Женихом,
Как наследники Царства Небесного,
Ибо им вера с делами
Достойно дает
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

IX

Побеждает все добродетели милосердие, воистину сияющее,
Стоящее во главе всех добродетелей пред Богом.
Оно рассекает воздух, шествует выше луны и солнца
И беспрепятственно достигает входа в пренебесные,
Не останавливается на этом, но достигает ангелов,
Пролетает хоры архангелов,
Достигает Бога, чтобы за людей
Предстоять у трона Царя,
Испрашивая
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 X

Итак, взглянем и мы на пять мудрых, от сна восставших,
Как nы от дверей чертога, а не из гроба мертвых выходящих.
Имея елей, они тотчас лампады душ украсили.
Подобно им другие вместе встали,
Но с видом угрюмым и с лицами долу поникшими,
Ибо погасли светильники их,
Сосуды же их оказались пустыми.
Они взять елея пытались у мудрых,
Собирающих
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XI

Отвечали неразумным мудрые: "А если не хватит
Того, что у нас заготовлено, нам всем и вам?
Мы не имеем и не смеем, чтобы взаймы дать.
Судилище праведных один раз собирается,
И неизвестность приговора устрашает нас.
О, если 'бы был слышен ясный камня звук
И нас освободили от неволи,
Ибо милость разделяет всем Творец,
Который дарует
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XII

Ясно говорят им мудрые: "Идите, купите у продающих.
Быть может, и теперь сможете купить елей?"
А те заблуждаются, как всегда неумные,
Когда время действия для всех уже закончилось.
Прошло и было закончено и неразумных шествие бесплодное.
Беспокойство теперь мучит их
И крик ясно обличает,
Ибо невозможного искали, как безумные,
И потому не получили
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XIII

Познав суетность шествия, наконец, возвратились пять
И нашли чертог Христов замкнутым.
Закричали все раздирающим голосом, со стоном и воплем:
"Твоего человеколюбия дверь открой, Бессмертный,
И нам, поработавшим Твоему владычеству девством".
А Царь им говорит:
"Не откроется вам Царство,
Не знаю вас. Удалитесь из среды,
Ибо не будете носить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XIV

Услышав Христа, всех Царя, говорящего
"Кто вы, не знаю", пять дев смущены были.
Плача, возопили они: "Праведнейший Судия, мы девство хранили,
Воздержание во всем соблюдали, с усердием
Постами изнуряли себя, в нищете пребывали,
Огненное пламя страстей
И плотских желаний в себе победили,
Непорочное житие всегда проводили,
Да получим
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ!"

XV

"И после таких добродетелей и благодати девства, после отречения
Огня сладострастия и пламени наслаждений,
После множайших трудов и после того, как мы ревностны были о жизни на небе
И стремились подражать жительству бесплотных,
И то и другое таким образом сделанное оказывается неуваженным.
Мы подвиг несли добродетели многой,
И вся надежда осталась тщетной.
Почему не признаешь нас, раздающий
Всем, кому хочешь,
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?"

XVI

"Призри, Спаситель, на нас, Единый правосудный, открой Твою дверь!
Прими нас в чертог Твоих дев, Искупитель!
Не отврати лица Твоего, Христе, от призывающих Тебя,
Да не лишимся Твоей благодати бессмертия.
Да не будет нам стыда и укора пред ангелами.
Не оставь нас
Стоять вне чертога Твоего, Христе!
Разве кто из нас не соблюл чистоту, как те,
Которым Ты дал
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?"

XVII

Но когда так сказали неразумные Судии всех, Христос им ответил:
"Ныне настал суд праведный и истинный,
Человеколюбия время окончилось, нет теперь сострадания.
Уже не откроется людям дверь милосердия,
И нет больше места для покаяния.
Несострадателен Тот, Кто прежде был жалостлив,
И строг Судия, что раньше был милостив.
Вы, живя в мире, были немилостивы,
Как же теперь ищете
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?"

Строфа XVIII
"Ныне Я ясно вам говорю пред архангелами и всеми святыми,
Что получил Я от вшедших со Мной.
В скорби они посетили Меня и сильно голодавшего старались накормить,
И жаждущего напоили, опять же со всяким усердием.
Узнав, что Я без приюта, ввели к себе в дом, как знакомого.
Заключенному в узах помогали Мне,
Навещали Меня и больного.
Они строго сохранили всю заповедь Мою.
Посему и нашли
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XIX

"Вы ничего этого не сделали в мире; хранили пост,
Соблюдали девство и только на словах - добродетель.
Без дел благочестивых и совершенных вы напрасно себя изнуряли.
Бездомных, нуждающихся и больных презирали,
Руку помощи никогда не подавали голодным,
Вас подвигало одно лицемерие.
Вы всегда хвалились бесчеловечностью.
Даже стучавшимся к вам нищим не помогали.
Как же вы ищете
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?"

 XX

"Сострадание к ним было вам вовсе чуждо. Нагих, убогих
И бездомных вы под кров никогда не ввели.
Вы с гневом уши затыкали, чтобы не слышать о тех, кто в узы и темницы заключен.
Больных не навещали, на нищих
И бедных просящих неприветливым взглядом смотрели.
Вы всегда были бесчеловечны,
И вашим делом было пройти мимо вместо оказания милосердия.
Как же, действовав так в жизни,
Вы теперь ищете
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ

XXI

"Надменный взгляд вы всем бросали, презирали бедных.
Ко всем были несострадательны, немилосердны.
На согрешающих жестоко нападали, сами постоянно греша.
Даже к родным были бесчеловечны, будто сами не ошибались.
О себе много думали, хвалясь высокомерно.
Непостящихся считали отверженными,
Состоящих в браке - нечистыми.
Одних себя признавали праведными,
Еще не получив
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XXII

"Соблюдая пост, вы не касались снедей, людей же
Вы чернили постоянно бранью и доносами.
Была у вас чистота, но она нечистая, ибо грязью слов
Вы каждый день ее сквернили. Какая польза в
Святости, если не свята душа?
Что лучше: есть и пить
И жить по совести или поститься
И не беречь себя от скверных дел?
Как же получить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ?"

XXIII

"Никогда поста не будет, если не избавиться
От болтливых слов и жестоких дел,
Если не укрепится плоти воздержание, в неумеренности проводимое.
Основание поста утверждается, и крепко
Нужно водрузить его, как якорь, или так, как дом воздвигается.
Милосердие его весьма озаряет,
И страх Божий животворит его.
Они его как стеной ограждают
И помогают получить
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XXIV

"Какую пользу принесли вам пост и девство с вашим хвастовством?
Кротость вы оставили, всегда гневу преданные.
Кроткий Сам, Я люблю кротких, им даю прощение.
Я отвергаю соблюдавших пост с немилосердием
И более предпочитаю ядущих с милосердием.
Бесчеловечных дев Я ненавижу,
А человеколюбивых почитаю как замужних.
Честный брак целомудрен
И потому имеет
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XXV

"Я не точил ножа для грешников, но всегда имел очи,
Кротко к людям обращенные, как Творец людей.
Рыдавшую блудницу Я принял благосклонно и прощенье ей дал.
Плакавшего мытаря помиловал я не оттолкнул,
Но, видя твердое раскаяние, к Себе вселил.
Ко всем, как Творец, имел состраданье.
Отрекшегося от Меня Петра простил,
Я сострадал ему, когда он плакал,
Ибо он искал
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XXVI

"О вшедших со Мною в чертог скажу вообще:
Они тщательно хранили заповеди Мои на земле.
Всегда были вдов защитниками и жалели сирот.
Сострадали угнетенным
И никогда не закрывали дверь нищим или странникам.
Врачевали немощных,
Которых вы считали негодными.
Не знаю вас. Отрекаюсь бесчеловечных.
Тем же дам
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ".

XXVII

Хор ангелов удивился, услышав Христа-Царя,
Исповедавшего о пяти вшедших с Ним.
Как велико дерзновение святых у Христа, как велика слава их!
Пред лицом столь многих народов получают они удел бессмертия!
За ними и прочие принимают последнее решение
И горько плачут, бесполезно рыдая,
Ибо видят хоры святых,
За милость имеющих дерзновение
И всех носящих
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XXVIII

Итак, призывы для людей в Царство ясны.
Поспешим сохранить заповеди Христа.
Имеется в продаже, если хотим купить, на площадях елей
Его продавцы - нуждающиеся в милосердии.
Каждый день они продают. Что же не заботимся?
Ведь за две лепты мы .можем столько взять,
Сколько взял некто, заплатив большие деньги!
Ибо меру проверит нам Создатель всех,
Таким образом раздающий
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

 XXIX
Заповедь Божия не тяжка, ибо не требует
Нести, что не можешь, но ищет намерения.
Ты имеешь на земле только два обола и другого ничего не собрал.
Всемилостивый и это примет, как Владыка.
И честь тебе воздаст, как давшему многие богатства.
А ты и обола не имеешь, чтобы принести?
Дай просящему чашу студеной воды.
Христос с благодарностью примет ее,
За все тебе воздающий
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XXX 

Малое принимая, Спаситель великое воздает.
Вместо временных Наслаждений дарует вечные блага.
Дай кусок хлеба - и получишь за него рай наслаждения.
Не вредят тебе бедность, ни нужда, если терпишь добровольно,
Ибо они освобождают тебя от суда.
Не будь взыскателен поэтому:
Кроткий получает прощение,
Сильных же сильно судят.
Будь благомыслящим, чтобы найти Царство
И взять
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

XXXI

Прости мне, прости мне, Спаситель, виновному больше всех человеков,
Ибо я не делаю, что говорю и советую людям.
Посему к Тебе припадаю. Дай сердечное сокрушение и мне и слушающим,.
Да .сохраним Твои заповеди в жизни
И не останемся плачущими и кричащими вне брачного чертога.
Помилуй нас Твоим благосердием,
Хотящий всегда всем спастись. ,
Призови нас, Спаситель, в Царство,
Да примем
НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ.

Источник: СПбДА

Поэтические переводы С.С. Аверинцева

Гимн

Приидите, поклонимся, верные,
Человеков Спасителю кроткому,
Сыну Божию благоутробному,
Властодержцу, терпеньем обильному, —

Кого силы величат небесные,
Кого хоры поют бестелесные,
Языками своими огнистыми,
Голосами своими немолчными
Трисвятое гласят песнословие
И победное молвят хваление:

Восславляют Отца безначального,
Сына, купно со Духом совечного,
Нераздельных всецело по сущности,
В ипостасях троимых таинственно,
Пребожественной Силы величие,
Совокупно всей тварию славимо.

Богородица, Дева пречистая,
Не отвергни, Честная, рабов Твоих,
Что житейской несомы пучиною
И валами разимы мятежными!

Горних сил без сравненья славнейшая
Голубица, от Духа позлащенная,
Ты апостолов честь и хваление,
Ты страдальцев о Господе рвение,
Ты всецелой земли упование;
О, прекрасная башня Давидова,
Град, двунадесять врат отверзающий,
Благовоний духовных хранилище,
Людям Божьим стена и прибежище,
И неложное им утверждение,
И для праведных душ охранение,
И безгрешным телам освящение!

Почитаем Тебя, Благодатная,
Славословим Тобою Рожденного,
Слезно молим и просим о милости
В предстоящее время возмездия.

Боже, Боже, в тот день не отринь меня,
Изыми из огня неугасного,
Не предай Сатане на ругание,
Не соделай бесовским игралищем!
Ибо паче иных, окаяинейший,
Я изжил свою жизнь в беззакониях.
Осквернился и духом, и плотию,
И что делать мне ныне, не ведаю.

Сего ради взываю о милости,
Как блудница, к стопам припадавшая,
Изливаю рыдания теплые:

Изыми меня. Господи, Господи,
Из глубин моего беззакония,
Яко Пастырь Благий, не оставь меня
Претыкаться о камни погибели,
От страстей обуявших избавь меня
И отверзи мне очи духовные,
Да воззрю я на Лик Твой божественный
И в сердечном веселии вымолвлю:

Подобает Тебе поклонение
Со Отцем и Святым Утешителем
И на всякое время хваление,
Милосердный, от твари взывающей.


 О ЖИЗНИ МОНАШЕСКОЙ

Кукулий I

Как благочестия вестников и на злочестие ратников
богоносцев собор осиянный
поставил миру Ты светить подлунному;
их молитвами, Боже, в несмутимом покое
Тебя величающих. Тебя славословящих
сохрани, огради, да поем Тебе:
"Аллилуйя!"

Кукулий II

От жизни мира дельного к высотам Рая умного
свершая преселение, взываем в покаянии:
"Сам, о Благий, помилуй тех, что Тебя взыскуют:
вот, мы все блага мира оставили,
да Тебя обретем, поющие:
"Аллилуияе

Кукулий III

Сколь возлюбленны шатры Твои, Господи сил!
В них же вселившиеся, Спасителю наш,
во веки веков вознесут Тебя,
славословя, песнословя,
купно с пророком Давидом:
"Аллилуйя!"

1

Созерцая земные веселия,
помышляя в уме об увиденном,
восскорбел я, постигнувши явственно,
сколь горька сия чаша житейская!
Вас единых почел я блаженными,
часть благую избравших с Мариею,
волей всей ко Христу прилепившихся
и с Давидом светло воспевающих:
"Аллилуйя!"

2

Не видал я меж смертных бесскорбного,
ибо мира превратно кружение:
кто вчера возносился гордынею,
того зрю с высоты низвергаемым;
богатевший с сумою скитается,
роскошь знавший нуждою терзается;
вы одни остаетесь свободными,
кто свой дух покорил песнопению:
"Аллилуйя!"

3

Над убогим богатый ругается,
пожирает его достояние;
слезы пахарю, прибыль владетелю,
труд сему, и роскошества оному;
потом многим бедняк обливается,
чтобы все отнялось и развеялось!
Плод же ваших трудов нерушимою
запечатан Христовой печатию:
"Аллилуйя!"

4

Се, безбрачным надежд отсечение,
в браке ж сущим забот изобилие;
се, бесчадный терзаем печалию,
многочадный снедаем тревогою;
эти многим томимы томлением,
тем же плач предлежит о бездетности;
вы одни посмеетесь сим горестям,
ибо ваша услада небренная —
"Аллилуйя!"

5

Горьки воды пучины губительной,
сладки яства гортани заморские;
и плывут человеки над бездною,
понуждаемы чревом и алчностью,
предают себя палубе зыблемой,
небрегут о погибели горестной;
безмятежно лишь ваше пристанище,
ибо якорь ваш есть песнопение —
"Аллилуйя!"

6

О пиратах, о бурях, о бедствиях
не помыслит наживы возжаждавший;
испытав же валов возмущение,
задрожит, но отнюдь не отступится;
он готов для надежды обманчивой
смерти зрак приступающей вытерпеть;
только вы среди моря житейского
обрели ограждение верное —
"Аллилуйя!"

7

По земле вы прошли, непорочные,
будто сроду земли не коснулися;
о земле отложив помышление,
вы стезею восходите подвига;
вы послушали сердцем рачительным,
люди Божии, голоса Божьего,
"приидите ко Мне", — возвестившего,
— "ибо в радость Мне ваше взывание:
"Аллилуйя!"

8

Словом кратким объемлю реченное:
мир преходит и мира прельщение;
коль житейские блага стяжаем мы,
лишь ко гробу себя приближаем мы.
Дивно слово, что Мудрый нам вымолвил.
"Суета сует, духа томление!"
Предлежит нам гроб, к чему ж столько злоб?
Но прекрасно воспеть в безмятежности:
"Аллилуйя!"

9

Знаю, знаю, как вы мне ответите,
не устами, так мыслию молвите:
"Ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в твоем оке не чувствуешь?
Если истину зришь, почто не творишь?"
Как спасусь, не радевший о милостном
"Аллилуйя!"

10

Так, не все мы вместили веление,
что от Господа нам заповедано;
всем сказал он, прорекши единому:
"Все раздай, да за Мною последуешь".
Мудрым сердцем внимали разумные,
но не вняли, как я, нерадивые.
И без ваших слов знаю, сам я таков;
сего ради прошу за меня воспеть:
"Аллилуйя!"

11

В том корысть мне, чтоб множилось рвение
вашей воли, избравшей служение;
я ищу, назидая вас в истине,
купно с вами сподобиться милости;
так послушайте слов моих, братие,
дел же скверных моих отвращайтеся!
И без дел приимите воспевшего
вам в урок сие слово единое:
"Аллилуйя!"

12

Вы бежали от мира нечистого
и прибегли к источнику светлому;
вы избрали бесплотное жительство
так о плотском оставьте и помыслы, —
не любите того, что покинули,
не влекитесь к тому, что отвергнули,
да врагу не доставите радости;
но трезвитеся духом, поющие:
"Аллилуйя!"

13

Все, чего вы на деле чуждаетесь,
изгоните из мыслей со тщанием;
вы отверглись раздоров и зависти,
соревнуя согласию ангелов, —
друг пред дружкою благоуветливы,
позабудьте слова "твое" да "мое";
не имеет монах обладания,
кроме общего всем достояния:
"Аллилуйя!"

14

Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа;
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего,
ибо этот вкушает по немощи,
тот же подвиг приемлет по ревности,
здесь услада псалма, там заслуга поста,
но награда одна возлюбившим Христа —
"Аллилуйя!"

15

Или скажешь: "Мне честь особливая,
как стяжавшему знание книжное"?
О Петре ты помысли, о рыбаре,
Моисея превыше поставленном!
Всю премудрость египтян, как молвится,
превзошел тот пророк, и до тонкости;
но глаголет Петр, и молчит Моисей!
Не гнушайся ж невеждою, сведавший
"Аллилуйя!"

16

Приближается время веселия,
скоро, скоро Христово пришествие;
Жениха вы на брак провожаете,
и в руках ваших ясны светильники,
ибо в девстве пожили вы праведно.
Что есть девство? Души целомудрие,
Силой коего славу Господнюю
вы возможете зреть, припеваючи:
"Аллилуйя!"


На Иуду Предателя
(фрагменты)

Кукулий I

Себя смирив, Владыка
стопы омыл злодею,
меж тем, как вор лукавый
язык на грех кровавый
уж готовил в потайности, —
от скверны сей и мерзости,
о Христе Господи,
нас соблюди, молящих,
в доме Девы поющих:
"Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий"

1

Не содрогнется ли слышащий,
не ужаснется ли видящий —
Иисуса на погибель лобызаема,
Христа на руганье предаваема,
Бога на терзанье увлекаема?
Как земли снесли дерзновение,
как воды стерпели преступление,
как море гнев сдержало,
как небо на землю не пало,
как мира строение устояло,
видя преданного, и проданного,
и погубленного Господа крепкого?
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

2

Вот обман замыслил лукавейший,
вот ковы уготовал безбожнейшнй,
призванный — и от Тебя отложившийся,
избранный - и о Тебе соблазнившийся,
возлюбленный — и на Тебя изощрившийся!
Ты же в оный час, о Милостивец,
явил погубителю проклятому
безмерное Твое человеколюбие!
Губку насытил влагой,
длань утрудил работой;
так услужал слуге Ты,
и простирал стопы свои Иуда,
Ты же омывал их. Господи!
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!

3

Иисусе, стопы омывающий
устроителю Твоего погубления,
святынею Твоей одаряющий
осквернителя Твоего благословения,
предателя Твоего лобызания,
Ты возвысил нищего милостью,
обласкал убогого мудростью,
одарил и облагодетельствовал
игралище бесовское!
Приял он хлеб Причастья,
вкусил вино Завета —
и злобой заплатил за милости,
не постыдился, окаянный, мерзости!
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

5

Бессердечный, безбожный, безжалостный,
погубитель, предатель, отступниче,
чем побужден ты, скажи, к отпадению,
чем склонен, молви, к преступлению,
чем увлечен, ответь, к погублению?
Не братом ли Господь нарек тебя,
не другом ли Он именовал тебя,
меж тем как растленным знал тебя?
Тебе ведь Он доверил
святое достоянье,
всей братии владенье,
ты же без стыда и без совести
отнюдь не убоялся низости!
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

6

Петр Апостол с мольбою склоняется,
зря, как Искупитель снаряжается,
приступая к делу омовения,
молит Петр: "Да не будет. Господи!" -
но губка водой насыщается,
и Владыка к ногам преклоняется,
в зраке рабьем за труд принимается;
тогда и силы неба
страшились и взывали,
дивились и дрожали,
не страшился лишь тать, не одумался,
изощрился на дело предательства.
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

7

Ангелы в страхе изумляются,
архангелы крылами закрываются,
взирая с небес на Непостижного,
перед перстью Себя смирившего,
перед прахом главу преклонившего;
Гавриил кличет в исступлении:
"Рати небесные, воззритеся,
неслыханному делу подивитеся:
простер стопу апостол,
и моет плоть людскую,
Кто плоть и мир созиждил;
и не Петра единого омывает,
но Иуду служением ублажает!"
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

12

О, какие любви деяния,
а Иуда не приял умиления!
О, какие святые речения,
а злодей не принес покаяния,
не смягчился, не дрогнул, не тронулся!
Ведь вкусил от хлеба причастного,
ведь испил от вина благодатного
тать, и пяту подъял на Питавшего,
и вышел из овчарни,
оставив агнцев стадо
для волчьей стаи Ада,
покинул сосцы сладчайшие,
и прияло тебя лоно Проклятого.
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о все Объемлющий

и всех Приемлющий!

22

О, помедли, злосчастный, одумайся,
помысли, безумный, о возмездии!
Совесть свяжет, умучит грешника,
и, в ужасе многом одумавшись,
ты предашь себя смерти мерзостной;
древо встанет над тобой губителем,
воздаст тебе сполна и без жалости;
и на что, сребролюбче, польстился ты?
Мерзкую мзду ты кинешь,
гнусную душу сгубишь,
деньгами себе не поможешь,
продавши Сокровище нетленное.
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!

23

Господи, Господи, Господи,
Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю
умились над Твоим творением,
над плотью, над прахом, над перстию,
сохрани, соблюди от погибели!
Мы же, братие, внимая сказание,
лукавца созерцая растление,
укрепим стопы свои крепостью,
стойкой пяте недвижный,
твердый, святой, неложный
веры устой обряшем
и от адской оградимся засады,
к Искупителю взывая с молитвою:
"Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!"


 Прозаический перевод Архим. Амвросия (Погодина)

Кондак на Брак в Кане Галилейской

От переводчика. Я хочу познакомить нашего русскаго читателя с одним из творений преп. Романа Сладкопевца. Я остановил свой выбор на его кондаке в память Брака в Кане Галилейской, о котором повествует Евангелие от Иоанна во 2-й главе. Мой выбор сделан на том основании, что этот кондак совершенно не известен в нашем русском богословии, а затем, и сама тема из всех православных богословов только у преп. Романа нашла свое отражение. В древней службе апостолу Симону Зилоту нет ни малейшаго упоминания о браке в Кане Галилейской, хотя апостол Симон и был тот жених, в дом котораго и на брачном празднестве котораго Господь совершил Свое первое чудо.

Этот кондак пелся на 6-й глас и совершался на второй седмице после Пасхи. Акростих его: Песнь Романа смиреннаго. Мой перевод сделан в прозе.

Кондак:

Ты, Своим могуществом претворивший воду в вино, претвори в радость скорбь гнетущую меня, по причине моих грехов, предстательством Девы, Христе Боже, все в премудрости сотворивший.

Икос 1:

Бог, оказывая почтение девству, обитал во чреве Девы. Он был рожден от Нея без семени. Он не нарушил печати Ея непорочности; и Сам Он обручил Себе Церковь, как непорочную деву. Итак, Матерь Христова — вместе и Дева и Невъста. И Сам Он — девственник. Однако, и брачное ложе — священно: потому что из брачнаго чертога Он сотворил Небо. И хотя Он был рожден от девственнаго и святого чрева, Он не отвращается от брачных уз, все в премудрости Сотворивший.

Икос 2:

Посему отнюдь не имевший смертнаго брака, Единый святой и страшный, Он присутствовал на браке в Кане Галилейской, как известил нас божественный Иоанн. Рожденный не посредством брака, Он пришел на брак. Единый носимый на крыльях херувимских, Сущий в недрах Отчих, неразделимый от Него, Он почил в доме смертных. Не ведавший никакого греха, Он вечерял с грешниками, дабы Своим присутствием показать, что брак достоин уважения, все в премудрости Сотворивший.

Икос 3:

На основании сего, великий Павел разумно взял начало и писал, говоря, что "брак убо честен и ложе нескверно". Так и девственники просиявают, благодаря браку, потому что они пришли в мир в результате брака их родителей. Воистину, Богородица, святая Дева, хотя и пребыла чистой Девой после рождения, все же, это был брак, который Ее дал миру; так и множество тех, которые ради Христа пребывают девственниками, были рождены от брака, и их освятил от чрева матери все в премудрости Сотворивший.

Икос 4:

Теперь мы предлагаем повесть о чуде, которое совершил в Кане Тот, Кто сначала египтянам и самим евреям явил Свою силу совершением чуда: потому что тогда естество вод было чудесно изменено в кровь. Он излил Свой гнев на египтян в десяти язвах. Он сотворил море проходимым для евреев: они путешествовали через него, как если бы это была суша. В безводной пустыне Он снабдил их водой, потекшей из камня. И ныне, на брачном празднестве, Он снова изменяет естество материи, все в премудрости Сотворивший.

Икос 5:

Когда Христос присутствовал на брачном торжестве и толпа гостей изобильно угощалась, им не хватило вина, и тогда радость обратилась в печаль; жених был огорчен, виночерпии непрестанно сетовали; неожиданно бедность печально обнаружила себя; и в брачном чертоге воцарилась немалая скорбь. Видя это, всесвятая Мария, сразу же подошла и сказала Своему Сыну: ""Вина не имут"; но Я молю Тебя, о, Сыне Мой, покажи, что Тебе все — возможно, Ты, все в премудрости Сотворивший".

Икос 6:

Мы просим Тебя, Святая Дево, скажи нам: на основании каких прежних чудес Ты уже знала, что Твой сын будет силен преложить вино, хотя Он не пожинал виноград и никогда прежде не совершил чуда, как об этом свидетельствует боговдохновенный св. евангелист Иоанн? Научи нас, как это, в то время, как Ты никогда не видела и не испытала прежде Его чудес. Ты, однако, призываешь Его совершить это чудо? Потому что вопрос, представленный нами, относительно сего, не прост: именно — что подвигнуло Тебя сказать Твоему Сыну: "Дай им вина. Ты, все в премудрости Сотворивший?"

Икос 7:

Узнаем слова, которые Матерь всех Бога сказала нам: "Внимайте, — Она сказала — други Мои; научитесь и познайте тайну: — Да, Я видела Моего Сына, творящим чудеса даже и прежде сего чуда; Иоанн еще не был Его учеником; Иоанн еще не стал учеником Христу в то время, когда Он совершил оные чудеса. Но то чудо, которое Иоанн увидел в Кане, было первым явным чудом, самым началом Его чудес, как это ведал совершить Мой Сын, все в премудрости Сотворивший".

Икос 8:

Поскольку никто среди людей не имеет полной веры в вещи, не написанныя в книгах тех писателей, которые не были очевидцами Его благодати, то Я миную их; но Я коснусь более важных вещей, о которых Я ведаю. Так, Я ведаю, что Я не познала мужа и однако Я родила Сына выше естественных законов и возможности постижения;

и Я знаю, что Я пребыла Девой, как и была до Его рождения. Ищешь ли ты, о, человък, чуда большаго, чем это рождение? Гавриил пришед ко Мне, возвещая о том, как имеет родиться Он, все в премудрости Сотворивший.

Икос 9:

По Моем зачатии Его, Я, Сама, слышала, как Елисавета назвала Меня Матерью Божиею, и это было прежде наступившаго рождения; после же рождения Симеон восхвалил Меня в песне; Анна приветствовала Меня с радостью; волхвы из Персии поспешили к яслям, потому что небесная звезда заранее объявила им о рождении Христа; пастыри вместе с ангелами возвестили радость, и вся тварь сорадовалась с ними. Могла ли Я просить в Моей просьбе к Нему чего-нибудь большаго, чем эти чудеса? Воистину, на основании их Я верую, что это — Мой Сын, все в премудрости Сотворивший".

Икос 10:

Но Христос, видя, что Его Матерь говорить Ему: "Даруй Мне по Моей просьбе", сразу же сказал Ей; "Что есть Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой". Некие воспользовались этими словами как предлогом для их нечестия (ереси); они заявили, что Христос был подчинен необходимости; они говорили, что Он был рабом неких nepиодов времени; но они не понимают значение этих Его слов. Однако, уста нечестивых, совершающих зло, заградились, потому что немедленно за оными словами, Он совершил это чудо, все в премудрости Сотворивший.

Икос 11:

"Теперь ответь, Чадо Мое, — сказала Всесвятая Матерь Христова: Ты, Который содержишь в мере периоды времени, как (же говоришь Ты), Сыне Мой и Господи, что Ты ожидаешь некое определенное время (когда все время — покорно Тебе)? Ты, Который определил разделение года на времена его, как ожидаешь Ты наступления некоего определеннаго времени? Ты, Который — Создатель всего видимаго и невидимаго, Ты, Который, как Владыка, дълаешь то, чтобы день и ночь определяли непрестанное вращение времен, — как это угодно Тебе, — Ты, Который установил года в прекрасно устроенных круговых течениях, — как, тогда, ожидаешь Ты некоего времени для чуда, которое Я прошу сотворить — Тебя, все в премудрости Сотворившаго?"

Икос 12:

"Я знал и прежде, чем Ты возвестила Мне это, честная Дева, что вино стало у них оскудевать — ответил Несказанный и Милостивый Своей святой Матери. — Я знаю все заботы Твоего сердца, которыя подвигнули Тебя к сей просьбе; и знаю, что в глубине души Ты так разсудила — необходимость ныне призывает Моего Сына к совершению чуда, и Он отлагает это под предлогом времени. — О, святая Мати, узнай же причину Моего отлагательства, потому что, после того, как Ты узнаешь ее, Я сделаю по Твоей просьбе, все в премудрости Сотворивший".

Икос 13:

"При этих словах возвысь Твое сердце и познай. Чистая, то, что Я говорю. В то время, когда Я привел из небытия в бытие небо и землю и всю тварь, Я, конечно, мог установить так, чтобы все сотворенное Мною немедленно пришло в бытие и заняло свое место; однако, Я ввел некий благоустроенный порядок. Творение мира совершилось в шесть дней. И это не потому, что Я не имел силы все совершить в единое мгновение; а — по той причине Я совершил все, следуя известному порядку, чтобы ангелы, созерцая то, что Я сделал, каждое дело по очереди, восхваляли Меня и радовались и ликовали, ибо они пламенеют любовью к Богу и наслаждаются восхвалением Бога за каждое Его творение, за каждую звезду, за каждый цветок, за каждую былинку; и непрестанно с великим гласом они восхваляют бездну премудрости Божией и любовь Творца к Своему творению, воспевая песнь: Слава Тебе, Сильный, все в премудрости Сотворивший"

Икос 14:

"Внимательно выслушай. Святая: — Я мог и иначе искупить падших и не воспринимать на Себя образ беднаго раба; однако, Я допустил быть зачатым и родиться, как человек; и принятие молока от Твоих Пречистых персей. О, Дево, и все иное во мне шествовало по порядку; и все, что имеет отношеше ко Мне, ничто не совершается вне порядка. Так и теперь Я имею намъреше совершать чудеса в границах хорошо установленнаго порядка, дела, которые угодно совершить ради спасения человека, Мне, все в премудрости Сотворившему".

Икос 15:

"Заметь, что говорю, Святая: Я желал сначала возвестить израильтянам и научить их надежде веры, для того, чтобы затем, перед лицом чудес, они могли полностью познать: Кто послал Меня, и чтобы они ведали славу Моего Отца и Его волю, потому что Он желает, чтобы во всем Я был славим всеми людьми наравне с Ним. Ибо то, что соделал Мой Родитель, это же и Я творю, потому что Я — единаго существа с Ним и Его Духом, Я — все в премудрости Сотворивший".

Икос 16:

"Потому что, если бы они уразумели все это в то время, когда увидели поразительныя чудеса, они уразумели бы, что Я — Бог, Сущий прежде времени, хотя Я и стал Человеком. Но ныне, противно порядку, прежде чем Я научил их. Ты просишь Меня совершать чудеса;

вот это-то и есть причина, почему на короткое время Я отлагал Мой ответ Тебе: если Я ожидал благоприятнаго времени для совершения чудес, то исключительно по сей причине. Но поелику необходимо, чтобы дети почитали родителей, то Я окажу уважение Твоей просьбе, Мати, потому что все — в Моих руках, все в премудрости Сотворившаго".

Икос 17:

"Поэтому поспеши сказать сущим в доме, чтобы они следовали Моим указаниям, и затем они станут свидетелями чуда, ради пользы себе и другим. Я не хочу, чтобы сейчас Мне служил Петр, ни Иоанн, ни Андрей, ни кто-либо иной из Моих учеников, ибо у людей, по причине близости ко Мне оных (апостолов), могло бы возникнуть какое-либо сомнение в совершении чуда. Но Я хочу, чтобы сейчас Мне помогали эти слуги в доме; так что сами они и станут свидетелями того, что Я могу сделать все, все в премудрости Сотворивший".

Икос 18:

Уступая этим словам, Матерь Христова немедленно со всей поспешностью сказала слугам брачнаго пира: "Еже аще глаголет вам Сын Мой сотворити, сотворите". — В это время, как говорит Евангелие, в доме было шесть больших кувшинов. Тогда Христос велел слугам: "Наполните водоносы водой"; и немедленно это было исполнено; они наполнили все кувшины свежей водой, и слуги стояли возле, для того, чтобы увидеть, что Он намерен сделать с этим, Он — все в премудрости Сотворивший.

Икос 19:

Сейчас я буду хвалить водоносы (кувшины), повествуя о том, как они оказались полными вина; как неожиданно и как скоро произошло изменение воды в вино. Затем, как написано, Учитель, явно сказать слугам: "Почерпите от вина, которое не было собрано на жатве винограда, и после сего, предложите питие гостям; наполните опустевшия чаши; пусть все множество гостей и сам жених насладятся им, потому что чудесным образом Я доставил радость всем, все в премудрости Сотворивший".

Икос 20:

Когда Христос, в знак Своего могущества, явно изменил воду в вино, все люди возрадовались, ибо они посчитали вкус вина чудесным. — Ныне и все мы участвуем на пиршестве в Церкви, где Кровь Христова изменилась в образ вина; и мы пьем от Нея со святой радостью, восхваляя великаго Жениха — ибо Он есть истинный Жених, Сын Марии, Слово, Сущее прежде всех времен, восприявшее образ слуги, Он — все в премудрости Сотворивший.

Икос 21:

О, Ты, Обитающий в вышних, Святый, Спасителю всех, соблюди Cиe Вино в нас; Ты, Содержащий все в Своей власти, сохрани Его в нас незамутненным. Изжени отсюда всех зломудрствующих (еретиковъ), неключимых, разбавляющих Твое Святое Вино "водою": те, которые всегда разбавляют Твое учение своей "водою", осуждены на адский огнь. Но избави нас, безгрешный, от плача, который обымет нас, если мы услышим подобный же приговор, о, милосердный Боже, — молитвами Святой Девы и Богородицы, Ты — все в премудрости Сотворивший.
 
источник: www.portal-credo.ru 
 
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Топки знакомства для серьезных отношений
generic cialis 20mg