Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
22.09.2005 г.
Ѕрат Ѕенедикта XVI јпостольский ѕротонотариус √еорг –атцингер
 
"ћой брат и мой ѕапа"
√еорг –атцингер о Ѕенедикте XVI,
кризисе веры и ложном пути "модернизации" ÷еркви




ћориц Ўварц


√осподин прелат, в апреле ваш брат, кардинал …озеф –атцингер, был избран наследником »оанна ѕавла II. Ќа этой неделе Ѕенедикт XVI впервые находитс€ в √ермании.  ем ¬ы его считаете в первую очередь, своим братом или своим ѕапой?
  
√еорг –атцингер - ќн так же мой брат, как и мой ѕапа. ≈сть одна схоластическа€ аксиома, котора€ гласит: "gratia non destruit naturam" - "милость не разрушает природу". ≈стественна€ реальность сохран€етс€ так же вместе с основами веры.

 ак складываетс€ ваше личное общение с ним?

- ћы брать€. Ќо если он обращаетс€ к ÷еркви как ѕапа Ѕенедикт XVI, € воспринимаю это, как и любой другой св€щенник.

ѕо случаю всемирного дн€ молодежи Ѕенедикт XVI прибывает в  ельн. ¬ сознании многих молодых людей ѕапа »оанн ѕавел II "существовал всегда тут". ¬сего несколько мес€цев назад они пережили, как некто, кто до сей поры был "простым" кардиналом и нормальным человеком становитс€ наместником ’риста на «емле.

-  онечно ѕапа наместник ’риста на «емле, однако он все же и человек, как любой другой - gratia non destruit naturam! Ѕольшинство верующих многого не знает о "сообщающихс€ сосудах" общественного мнени€, уровни которых колеблютс€ между высокомерной и опрометчивой критикой ѕапы и возрастающим чувством самого глубокого уважени€. я не критикую это, но если огл€нутьс€ назад, сейчас к нему другое отношение.

ќднако звание "наместника ’риста" это нечто большее, чем просто титул?

- —амо собой разумеетс€. Ќо, как епископ, ѕапа уже €вл€етс€ членом —инода ≈пископов (јпостольской  оллегии). ¬ообщем никаких изменений, которые ¬ы рассматриваете, при выборах ѕапы не происход€т. ¬едь в  атолической ÷еркви даже простой св€щенник €вл€етс€ не только исполнителем своей функции, но и представителем епископа. Ёто значит, он уже избран, уже рукоположен на служение ’риста. Ќамерени€ функционеров, которые хот€т изменить нашу жизнь по подобию евангелическо-лютеранской церкви, свидетельствуют об их глубоком непонимании  атолической ÷еркви.

„то ¬ы конкретно имеете ввиду?

- —лышали вы что-либо о группах "÷ерковь снизу" или "ћы - ÷ерковь"?

¬ы считаете что это не обновление, а расшатывание устоев католицизма?

- Ќарушение духовной структуры нашего "здани€ веры".

Ќо, все-таки, это еще ÷ерковь?

- Ќа мой взгл€д - нет, так как представлени€ этих групп очень далеки от насто€щей церковной действительности, настолько, что нужно говорить об отдельном религиозном новообразовании.

ќткуда исход€т эти тенденции?

- Ёто, так сказать, дань времени в котором мы живем.

¬ы имеете в виду типично западноевропейскую проблему - подходить к вере слишком рассудочно, видеть в ней некую функциональность, вместо того, чтобы поклон€тьс€ самому по себе Ѕогу и подчин€тьс€ ≈го воле?

- ƒа, с одной стороны, действительно, проблемой €вл€етс€ преобладание рационализма, а с другой стороны, тенденци€ модели с которой мы повсюду сталкиваемс€, всюду привносить рациональный подход, даже в те области, которым он совсем не подходит, например ÷еркви.

 ак, например, перенос модели демократии из политики и общества на ÷ерковь и веру?

- ѕри том, никто не осознает, что в основании веры лежит божественна€ истина. “от, кто думает, что за веру можно проголосовать, тер€ет ее тайну.

»так нужно более души, чем разума?

-  онечно, но проблема сокрыта еще глубже. я писал в "ƒани нашему времени": "«десь, на «ападе, мы видим вокруг тотальную секул€ризацию. ” многих людей уже нет св€зи со св€тым, нет ощущени€ потустороннего."

¬ы имеете ввиду стремление людей дать всему объ€снение, прокл€тие, "опасное дл€ жизни душевное заболевание человека", как выразилс€ …озеф –атцингер, будучи еще кардиналом в своей книге "¬ера, правда,терпимость"?

- ћир, который нас окружает, захватывает нас настолько, что дл€ многих людей пропадает пон€тие ћира Ѕожи€. ƒаже среди верующих исчезло понимание истинности веры. —егодн€ определ€ющие основы вероучени€ не понимают даже практикующие христиане, в чем молча признаютс€. Ёто про€вление действительно глубокого кризиса.

¬аш брат сказал однажды о кардинале  аспере: "что отстаивает  аспер, в основном больше не имеет отношени€ к католицизму".

- ћне об этом ничего неизвестно. я не могу себе этого представить, во вс€ком случае, € иначе оцениваю кардинала  аспера. Ќо верно, что имеютс€ кардиналы, которые охвачены упадничеством. Ќапример, брюссельский кардинал √одфрид ƒанеелс, высказывани€ которого, в моем понимании, более никак не согласуютс€ с католическим воспри€тием.

—порной фигурой €вл€етс€ так же и кардинал Ћеманн, который по мнению критиков, тоже не готов всерьез противосто€ть таким тенденци€м?

- Ќет, € полагаю что этот образ проецируетс€ некоторыми на кардинала Ћеманна из-за тенденциозной сверхчувствительности. ѕравда, что он человек "м€гкого тона". ¬ этом нет ничего предосудительного, хот€ некоторые иногда опрометчиво и неправильно воспринимают это как отказ от веры. „то вызывает несправедливую критику в его адрес.

≈сли верить многочисленным внутрицерковным критикам в средствах массовой информации, преодолеть кризис в ÷еркви просто. ÷ерковь должна модернизироватьс€.

- Ёто настолько же попул€рное, насколько и бессмысленное требование. Ќаверное правильно, что представител€м ÷еркви не всегда хватает мужества не допускать ничего подобного, поэтому из-за неуверенности они все чаще склонны не оказывать достаточного сопротивлени€ вс€ким безобрази€м, которые приживаютс€ в ÷еркви.

 то отвечает за все это?

- –ечь идет не о том, чтобы найти виновного. Ёто слишком просто. ƒух нашего времени охватил многих в ÷еркви, и нужно понимать, что не каждый способен противосто€ть ему. ¬ христианстве ответственность лежит на каждом персонально. Ќо конечно это чисто по-человечески, что многие не доросли до этой ответственности.

÷ерковь пыталась отреагировать на кризис II ¬атиканским собором 1962-1965 годов. ѕочему не удалось?

- —обор - это чрезвычайно разностороннее меропри€тие. —егодн€ раздаетс€ очень много критики в адрес —обора. —тоит сопоставить реакцию на II ¬атиканский —обор с реакцией на другие, более ранние —оборы. — одной стороны убедительное согласие и воодушевление, с другой значительные разногласи€. ѕроблема состоит в том, что большинство критиков, как равно и защитников, не знает документов —обора, но руководствуетс€ выдуманным "духом —обора".  аждый, кто хочет что-либо изменить в ÷еркви на свой вкус, говорит что в "духе —обора" поступить нужно так-то или так-тоЕ »м полностью безразлично, насколько далеко это отстоит от самого —обора. «лоупотребление авторитетом —обора стало довольно распространенной модой, а "дух собора" €вл€етс€ в действительности духом тех, кто выдает его за подлинное содержание последнего —обора ¬селенской ÷еркви.

„то ¬ы назвали бы правдой о —оборе?

- —обор всецело опираетс€ на основание веры. ќн, в целом, довольно убедительно это сформулировал. я верю - —обор этот тот шанс, который мы так и не смогли полностью использовать до сегодн€шнего дн€.

…озеф –атцингер, который оказал —обору в то врем€ большую поддержку, тоже позже писал, что было много иллюзий и было сделано много ошибок.

- я не думаю, что он высказалс€ о подлинных документах —обора как об ошибочных. ѕослесоборные трудности прежде всего лежат в области литургии, за что, пожалуй, сами документы, выработанные —обором, не ответственны.

Ёто, в св€зи с общей модой на модернизм, было в чести после —обора?

- Ёто было €влением того времени. ќткрыть окна! ƒл€ некотрых было приемлемо достаточно бесцеремонно обходитьс€ со всем старым.

Ќе нужно ли пересмотреть решени€ —обора по некоторым пунктам?

- –ешени€ —обора - это не решени€ парламента. Ёто голос ÷еркви, котора€ говорит в —в€том ƒухе. Ќеобходимо ответственно обращатьс€ с решени€ми —обора, чтобы передавать его веру в подлинной интерпретации. √лавным оп€ть должен быть дух веры, с его подлинным смыслом и учением, с жизнью в нем. ћодернизаци€ устарела через несколько лет после —обора. “аким образом, ÷ерковь могла бы лишитьс€ своего вневременного духовного богатства и превратитьс€ в некое учреждение. Ќо ведь прогресс не €вл€етс€ регрессом; прогресс это возвращение. ¬озвращение наследи€ ’риста.

’ватит ли у ÷еркви мужества дл€ этого?

- ћне совершенно €сно, что следующие этим иде€м рискуют быть в чем-то непон€тыми, и даже нажить себе "врагов". “ому, кто оп€ть противитс€ соблазнам духа времени, непременно ударит ветер в лицо. ќднако ÷ерковь должна стойко выдержать это, принима€ непопул€рные в глазах общественного мнени€ решени€. ÷ерковь не должна забывать, что она стоит не только перед сегодн€шним днем, но и перед вечностью.

¬аше непреклонное мнение делает ¬ам честь, однако это самое "назад" уже неоднократно обсуждалось в официальных дебатах и уже понемногу практикуетс€. Ќо если вы участвуете в дискусси€х, как например по случаю ¬семирного ƒн€ ћолодежи, или вообще в ÷еркви, то речь идет только о "модернизации".

- ѕроблемой €вл€етс€ выбор участников спора, а так же то, что темы определ€ютс€, прежде всего, журналистами. ќни, конечно, больше заинтересованы в споре о модернизации, чем в споре о возврате к непопул€рной и фундаментальной правде.  роме того, к сожалению, теперь попул€рно говорить только о формальност€х, но не о сущности ÷еркви. ¬ этих спорах предпочтение отдаетс€ вещам, которые интересуют современное общество.

¬ы имеете ввиду дебаты о целибате, как проекцию сексуализации общества, или дебаты об экуменизме как проекцию мультикультуризации?

- »менно. Ёти дискуссии открывают подлинные пристрасти€ общества, но вуалируют действительно важное - вопросы веры. ¬се имеют перед глазами предостерегающий пример - протестантскую церковь, в которой "реформы" преуспели намного больше, а ситуаци€ €вл€етс€ намного более обостренной. я не знаю что думают об этом ƒреверманны и  юнгиЕ ќднако факт €вл€етс€ фактом. Ќикто не может разгл€деть слабых мест в их иде€х, так как они, по прежнему, €вл€ютс€ любимцами средств массовой информации.

Ёто значит, что далеко еще не только до получени€ правильных ответов, но и до правильной постановки вопросов? Ќа что же наде€тс€?

- ¬ этом-то и вопрос! “ак что же делать?

- я не хотел бы делать ложных выводов или скрывать, что считаю насто€щую ситуацию достаточно запутанной. ќднако мне придала мужества реакци€ людей на смерть ѕапы »оанна ѕавла II. Ёто было очень ободр€ющим, видеть насколько ѕапа был попул€рен в действительности, в той действительности, в которой он не раз был выставл€ем чем-то устаревшим и подвергалс€ ожесточенным нападкам. ƒаже если у мен€ и нет никакого ответа на ¬аш вопрос, имеетс€ признание, которое нашел этот ѕапа, которое также €вл€етс€ надеждой на будущее.



ѕрофессор доктор √еорг –атцингер:
Ѕрат ѕапы Ѕенедикта XVI, почетный прелат, јпостольский ѕротонотариус. ÷ерковный музыкант, в 1964-1994 капельмейстер собора в –егенсбурге, всемирно известен как руководитель капеллы регенсбургского собора. –одилс€ в 1924 году в јльтеттинге, в 1951 году вместе с братом рукоположен в св€щенники.


перевод с немецкого - јнатолий „истов

ќригинал статьи "Mein Bruder und mein Papst"
 
 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш—Б–Ї–Є—В–Є–Љ
generic cialis 20mg