Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
20.09.2006 г.
ѕапа –имский 
исламисты иллюстрируют приведенную ѕапой цитату

ѕравославный св€щенник вступилс€ за –имского ѕапу

ѕротоиерей ћаксим  озлов считает отказ ѕапы напр€мую извинитьс€ знаменательным событием

—амой своей реакцией мусульманский мир показал, что и папа с его академическим словом дл€ них Ђпо другую сторону баррикадї, а мы дл€ себ€ должны заметить, что он Ђпо нашуї

12 сент€бр€ в городе –егенсбурге, у себ€ на родине нынешний римский понтифик Ѕенедикт XVI произнес в ”ниверситете перед ученым сообществом лекцию, посв€щенную теме соотношени€ веры и разума, веры и насили€, христианства и эллинизма, ключевых тем, которые уже многие столети€ наход€тс€ в центре богословского дискурса как в западной, так и в православной богословской науке. »з этих трех событий наиболее сильную реакцию во внешнем мире неожиданно вызвала речь папы. ѕовторим, что речь была произнесена в христианской стране, на богословском факультете, обращена к ученым люд€м, но из нее пожелали услышать только одну цитату, приведенную папой, цитату из диалога византийского императора ћануила II ѕалеолога с неким мусульманином, диалога, который имел место в конце XIV столети€, незадолго до падени€ ¬изантии.

¬ этой беседе христианский император делает своему оппоненту предложение: Ђѕокажи мне, что нового принес ћохаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распростран€ть мечом веру, которую он проповедовалї. »мператор, выразившись столь бесцеремонно, затем подробно разъ€сн€ет причины, по которым распространение веры путем насили€ €вл€етс€ неразумным. Ќасилие противоречит природе Ѕога и природе души. ЂЅогу не нравитс€ кровь, Ц говорит он, Ц и тот, кто действует без разума (Ђsyne logoї), тот противоречит природе Ѕога. ¬ера есть плод души, а не тела. “от, кто желает привести кого-то к вере, нуждаетс€ в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожатьЕ „тобы убедить благоразумную душу, вовсе нет необходимости примен€ть ни руки, ни оружи€, ни любого другого средства, которым можно грозить человеку смертьюЕї.

Ќельз€ не заметить, что трагической иронией сегодн€шних дней €вл€етс€ то, что исламисты, выступающие против приведенной цитаты папой о пророке ћохаммеде, сами нагл€днейшим образом ее иллюстрируют - жела€ насилием добитьс€ уважени€ к себе.  ак будто угрожа€ жизни или потр€са€ возможными терактами, можно заставить полюбить своего бога или воспитать уважение к своей вере.

¬ последующей части лекции Ѕенедикт XVI подробно останавливаетс€ на роли греческого наследи€ дл€ церковной мысли, усвоении эллинизма христианством, показывает трагические дл€ западной религиозной традиции последстви€ деэллинизации, котора€ началась уже в эпоху зрелой схоластики и потом шла по нарастающей в богословской традиции западных церквей.

ƒл€ нас, православных, именно эта часть выступлени€ Ѕенедикта XVI, на мой взгл€д, должна €вл€тьс€ очень важной: он, по сути, свидетельствует. „то именно традици€ эллинизма €вл€етс€ тем депозитом, тем сокровищем веры, котора€ объединит всех христиан исторических церквей и котора€ в значительной мере именно в западной традиции была утер€на. Ќо об этом никто не говорит, ведь это же богословие, над этим же надо размышл€ть, надо знать, кто такие ѕлатон и ‘едон. ј вот упоминание имени ћохаммеда в цитате вызвало бурю в мусульманском мире.

Ѕурю, в которой соединилось все: и дипломатические ноты, и отзыв послов, и за€влени€ муфтиев от сомалийских и марокканских до едва ли не последней районной мечети той или иной стран ¬осточной ≈вропы, были призывы убить-уничтожить-стереть в порошок, морально уничтожить Ц заставить извинитьс€, а по сути дела, заставить произнести папу ключевую формулу ЂЌет Ѕога, кроме јллаха и ћохаммеда, пророка егої. “аким образом, в той истерике, котора€ возникла в мусульманском мире, мы видим оборотную сторону того либерального террора, который нав€зывалс€ на прот€жении последних дес€тилетий секул€рным гуманизмом: не смейте говорить о каких-то темах, личност€х, фигурах, ориентаци€х иначе как с восторгом; не смейте произнести ни слова критики о гомосексуалистах, евре€х, национальных меньшинствах, антиглобалистах, о либеральных атеистах, о свободомысл€щих университетских профессорах.

Ќо теперь возникает еще один протест Ц нельз€ иначе как с восторгом высказатьс€ о мусульманах, нельз€ процитировать средневековый источник, который €вл€етс€ реальным отражением того, что реально происходило, потому что это  онстантинополь через несколько дес€тилетий будет вз€т и разграблен, это Aja Sofia будет превращена в мечеть. ѕроцитировать теперь становитс€ опасным даже дл€ главы крупнейшей из христианских церквей.

Ёто событие, что Ѕенедикт XVI и ¬атиканска€ администраци€, давшие, конечно же, те или иные по€снени€, комментарии и прочее, отказались напр€мую извинитьс€, а в сущности признать ћохаммеда пророком подлинной богооткровенной религии, которого мы, христиане, должны почитать и уважать. —делано то, о чем каждый, сознательно исповедующий себ€ христианином, не может не порадоватьс€, то, что дает нам очень большую надежду: от дурного, фальшивого, лицемерного и неискреннего экуменизма минувших дес€тилетий мы переходим к тому экуменизму, о котором в свое врем€ в темпелтоновской речи говорил јлександр »саевич —олженицын по ту сторону барьера от злодеев.

ƒействительно, к Ѕенедикту XVI вр€д ли могут быть обращены те слова, которые в своей книге Ђярость и гордостьї ќриана ‘аллачи обращала к его предшественнику:

Ђ—кажите, св€той отец: правда ли, что недавно вы просили сынов јллаха простить крестовые походы, в которых ваши предшественники боролись за то, чтобы вернуть себе √роб √осподень? ј просили ли вас сыны јллаха простить их за то, что они √роб √осподень забрали? ѕринесли ли они извинени€ за то, что на прот€жении более семи веков порабощали католический »берийский полуостров, всю ѕортугалию и три четверти »спании, так что, если бы »забелла  астильска€ и ‘ердинанд јрагонский не изгнали их в 1490 году, мы все сейчас говорили бы по-арабски?

Ётот вопрос волнует мен€, св€той отец, потому что они никогда не просили у мен€ прощени€ за преступлени€, совершенные сарацинами в XVII и XVIII веках на побережь€х “осканы и “ирренского мор€. я имею в виду, когда они похищали моих предков и, заковав им цеп€ми руки, ноги и шеи, везли в јлжир, “унис, “анжер,  онстантинополь и продавали их на базаре. ќни держали их в рабстве всю оставшуюс€ жизнь, запирали молодых женщин в гаремах, наказывали их за попытки сбежать, перереза€ им горло: помните?  онечно, вы помните. ќбщество освобождени€ белых рабов, которых они держали в јлжире, в “унисе, ћарокко, в “урции и т. д., было основано италь€нскими монахами, не так ли? »менно  атолическа€ церковь вела переговоры об освобождении тех, у кого были деньги на выплату выкупа, да? ¬ы действительно ставите мен€ в тупик, пресв€той отец. ¬ы так упорно прилагали усили€ дл€ того, чтобы увидеть крушение —оветского союза. ћое поколение, поколение, которое прожило всю свою жизнь в страхе третьей мировой войны, должно особенно благодари
ть вас за чудо, в которое никто из нас не верил: ≈вропа освобождена от кошмара коммунизма, –осси€ просит прин€ть ее в Ќј“ќ, Ћенинград снова называетс€ —анкт-ѕетербургом, ѕутин €вл€етс€ лучшим другом Ѕуша, его личным союзником. » после такой победы вы заигрываете с тем, кто мечтает построить мечети на территории ¬атикана? ѕресв€той отецЕ при всем моем уважении вы напоминаете мне немецко-еврейских банкиров, которые в 1930-х годах, наде€сь спастись, снабжали деньгами √итлера, а несколько лет спуст€ закончили свою жизнь в печах крематори€ї.

¬ этих словах ќриана ‘аллачи, называвша€ себ€ неверующей, оказываетс€ куда большей наследницей христианской цивилизации, чем сам »оанн ѕавел II, который так часто от этой цивилизации отрекалс€.

я, честно говор€, испытываю дискомфорт при одном упоминании Ђо двух культурахї.  огда их став€т на один и тот же уровень, словно две параллельные действительности. ƒве действительности, имеющие одинаковые значени€ и ценность. Ќе стоит так скромничать, господа. Ќаша культура Ц это √омер, ‘идий, —ократ, ѕлатон, јристотель, јрхимед. ƒревн€€ √реци€ с ее божественной культурой и архитектурой, поэзией и философией, с ее принципами демократии. ƒревний –им с его великолепием, с его пон€тием «акона, литературой, дворцами, амфитеатрами, с его водопроводом, мостами, дорогами, которые построены римл€нами по всему миру. Ќаша культура Ц это »исус, который умер на кресте, чтобы научить нас любви и справедливости. Ќаша культура Ц ÷ерковьЕ ≈сть и наследство Ёразма –оттердамского, ћонтен€, “омаса ћора и ƒекартаЕћузыка ћоцарта и Ѕаха, Ѕетховена, –оссини, ƒоницетти, вплоть до ¬ерди, ѕуччиниЕЁто музыка, без которой мы не можем жить и котора€ дл€ мусульманской культуры стыд и великое преступление. Ќаконец, слава Ѕогу, у нас есть наука и технологи€ как ее производное. Ќаука, котора€ всего лишь за несколько веков совершила захватывающие дух открыти€, поистине изменив лицо планеты. Ќа «ападе мы больше не умираем с голода и от излечимых болезней, как это происходит в мусульманских странах. —огласны? Ќо даже если считать, что все эти достижени€ не важны (в чем € лично очень сомневаюсь), скажите мне, какие завоевани€ принадлежат другой культуре, культуре фанатиков с бородой, чадрой и паранджой?

Ћекци€ папы, конечно, по тону и выраженности мысли, по ответственности, котора€ лежит на нем как на главе крупнейшего христианского сообщества, представл€ет собой совсем иной текст, чем филиппику, вырвавшуюс€ из души ќрианы ‘аллачи после событий 11 сент€бр€ 2001 года. Ќо ведь самой своей реакцией мусульманский мир показал, что и папа с его академическим словом дл€ них Ђпо другую сторону баррикадї, а мы дл€ себ€ должны заметить, что он Ђпо нашуї, вместе с ќрианой ‘аллачи, со всеми теми, кто не отказываетс€ в насто€нии на том, что единственна€ богооткровенна€ религи€ есть христианство. „то ценности христианской европейской цивилизации, св€тые отцы, и наши храмы, и наша музыка, и словесность, и дух наших народов, воспитанных ’ристовой ÷ерковью, есть то, что передано нам как сокровище, которое надо хранить и от которого не имеем права отступитьс€.

’ристианство, конечно, религи€ веротерпимости, что было подчеркнуто, в частности, в последующих за€влени€х Ѕенедикта XVI. ’ристианин не может не испытывать уважени€ к сознательной глубокой религиозности иноверного человека. ≈гипетский кресть€нин или индонезийский рыбак, малазийска€ девочка или умудренна€ опытом мать семейства в ћарокко, естественно, вызывают в нас больше при€зни и уважени€, чем разнузданные и обколотые наркотиками соотечественники в ћоскве или во ¬ладивостоке или чем истаскавшийс€ в словоблудии журналист либерального издани€, неважно, в Ћондоне или —анкт-ѕетербурге. Ќо это уважение к религиозности и естественное признание того, что ислам есть монотеистическа€ религи€ ( в этом смысле более близка€ христианству, чем €зычество) не предполагает никак того второго шага Ц религиозной индифферентности, согласи€ с дурным секул€рно-либеральным тезисом о равенстве всех религий. ѕеред законом они равны. Ќо христианин, если он хочет таковым остатьс€, никогда не скажет, что все религии равны и что все пророки истинны, что у каждого сво€ правда. ѕравда Ц одна, и мы знаем,  то эта правда. “от, кто сказал: Ђя есть путь, истина и жизньї.

¬ этом смысле есть надежда, что начавшийс€ (примечательно, что Ѕелграде), миром незамеченный очередной раунд богословского диалога между ѕравославными ѕоместными церкв€ми и –имско-католической церковью не станет просто собранием академических богословов, резолюции которых войдут в очередной раз в архив. ћожет быть, он окажетс€ актом исполнени€ слов ’ристовых о достижени€ того единства, которое не есть единство лукавых компромиссов и отказов от истины, а единство людей, осознающих себ€ в корабле ÷еркви ’ристовой.

Ётот корабль обстреливают сейчас со всех сторон, востока и запада, чтобы его потопить, чтобы он не мешал жить одним под паранджой, другим так, как им хочетс€, с кощунством над крестом ’ристовым. » в этом смысле, как бы парадоксально это ни казалось, по одну сторону баррикад оказываютс€ те, кто расстреливает женщин за отказ от паранджи (как это описывает ќриана ‘аллачи), и те, кто раздеваетс€ догола, чтобы глумитьс€ над религиозными символами. ѕотому что дл€ тех и других религи€ любви и свободы, которую принес ’ристос, неприемлема, она им не дает жить, как им того хотелось бы и так как они - и либералы от атеизма, и фанатики от религии - хот€т заставить нас жить. ћы не имеем права согласитьс€.

ѕротоиерей ћаксим  озлов
 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш–љ—В–Є –Ј–љ–Њ–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ —Б–Љ–Њ–±–Є–ї—М–љ—Л–Љ–Є –±–Є—И–Ї–µ–Ї
generic cialis 20mg