Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
18.04.2006 г.

 ардиналы рассказывают о ѕапе

”никальное интервью с кн€зь€ми ÷еркви:
в свидетел€х 10 кардиналов

Ђя очень радї  ардинал Ѕернардин √антин, почетный декан —в€щенной  оллегии

я очень рад, что Ѕенедикт XVI прин€л мен€ перед моим возвращением в Ѕенин в качестве римского миссионера в јфрике. » очень доволен, что тем же утром ѕапа прин€л также кардинала викари€  амилло –уини и руководителей ≈пископской конференции стран Ћатинской јмерики. –им, јфрику и Ћатинскую јмерику вместе. я пожелал ѕапе долгого и плодотворного понтификата. » упом€нул о проблемах моего континента, о котором часто забывают сильные мира сего, но который всегда близок сердцу ѕреемника ѕетра. ¬чера мы ощущали заботу »оанна ѕавла II, сегодн€ Ц его преемника. я говорил о войнах, обагр€ющих кровью нашу землю, о голоде, убивающем взрослых и детей, о сектах, отравл€ющих веру простых сердцем африканцев, о перешедшем в наступление исламе, о —ѕ»ƒе, истребл€ющем невинных. ¬ этой св€зи € был поражен тем, что первый призыв ѕапы Ц в его первой молитве ЂRegina Cоeliї, которую он прочитал из окна своих апартаментов в апостольском дворце, Ц прозвучал в защиту мира в “ого, в соседней стране с моим Ѕенином. я взволнован такой мгновенной реакцией ѕапы, хот€, естественно, предпочел бы, чтобы событи€ развивались так, что в его вмешательстве не возникало бы необходимости. ¬о врем€ краткой аудиенции мы говорили о прошлом и о будущем. Ќе было времени ни дл€ какого Ђamarcordї. » € всегда помню о том, что Ѕенедикт XVI был возведен в сан кардинала ѕапой ѕавлом VI в 1977 году, и что во врем€ этой самой насто€щей Ђминиконсисторииї Ц неокардиналов было четверо Ц пурпурна€ шапочка была вручена также и моей скромной персоне. » за это € благодарен великому ѕапе ћонтини.

Ђѕростой, скромный, спокойныйї

 ардинал јльфонсо Ћопес “рухильо, президент ѕапского совета по делам семьи

Ђѕервое произведение –атцингера, прочитанное мною, было С¬ведение в христианствоТ. ћен€ впечатлила та €сность, с которой он, исход€ из веры, излагал проблемы современного мира. «атем он предложил мне, в качестве материала дл€ размышлени€, свое экклезиологическое произведение, С—лово в ÷ерквиТ. Ёта книга стала дл€ мен€ самым насто€щим глотком кислорода веры. ≈го критерии абсолютно правильны. ѕосле этого € стал дарить эту книгу своим св€щенникам в ћеделлине, в день их рукоположени€; это одна из книг, которые должны быть в библиотеке каждого св€щенника. ”верен, что прочитал все, что было издано кардиналом –атцингером на испанском €зыке, а также на италь€нском и французскомї. Ёти слова, написанные в качестве предислови€ к моей книге Ђ—видетельстваї, изданной на испанском €зыке в теперь уже далеком 1997 году, сохран€ют все свое значение.

ћогу добавить также, что мое знакомство с тогдашним профессором …озефом –атцингером восходит к 1971 году. я был недавно рукоположен в епископы. ≈пископска€ конференци€  олумбии организовала мес€чные курсы углубленного изучени€ теологии дл€ епископов страны. —реди выступавших с докладом был и нынешний ѕапа Ѕенедикт XVI.  ак сейчас помню, что молодой профессор –атцингер Ђиспар€лс€ї из пол€ зрени€ и уедин€лс€ где-нибудь в углу, чтобы прочитать бревиарий или подготовитьс€ к следующей конференции. ¬ этой св€зи € был свидетелем того, с какой ловкостью он пользовалс€ стенографией дл€ записи своих лекций. ¬последствии, в 1988, когда € стал президентом ≈пископской конференции  олумбии, мы организовали неделю встреч дл€ епископов, пригласив в качестве докладчика одного –атцингера, ставшего в то врем€ кардиналом и префектом  онгрегации вероучени€.  ак член вышеуказанной  онгрегации € имел возможность за эти более чем 20 лет оценить огромные человеческие и духовные таланты нынешнего ѕонтифика. ≈го простоту, скромность, спокойствие. ≈го способность слушать и синтезировать. ≈го терпеливую готовность к диалогу. Ќикогда при этом не упуска€ из виду об€занность помнить обо всем том, что √осподь желает от —воей ÷еркви. ¬ 1997 году € написал в своей книге: Ђ¬сем нам, знающим его близко, откровенно смешно, когда мы слышим, как его называют Свеликим инквизиторомТ. ѕолагаю, что лишь его исключительное послушание привело к прин€тию столь великой ответственности. ≈ще одной из его черт €вл€етс€ терпение, о котором могли бы свидетельствовать те, кто общалс€ с ним в рамках должности, которую он исполн€ет в ÷еркви, включа€ сторонников так называемой теологии освобождени€ї. Ёти слова за прошедшие восемь лет не утратили своего значени€Е Ѕолее того, хочу завершить свое краткое выступление утверждением, что считаю большой честью дл€ себ€ быть прин€тым ѕапой в числе первых на частной аудиенции. ѕользу€сь случаем, € известил ѕапу о том, как идет подготовка ко ¬семирной встрече семей с ѕапой, намеченной на первую неделю июл€ 2006 года в испанской ¬аленсии.

ЂЌовизна имениї
кардинал ƒжованни Ѕаттиста –е, префект  онгрегации по делам епископов

≈сли выбор имени Ѕенедикта XVI вызвал у многих удивление, то в том, что касаетс€ краткости конклава и избрани€ кардинала –атцингера не было ничего удивительного, учитыва€ личность нового ѕапы.

”же много лет он был одним из самых выдающихс€ теологов (в 31 год он руководил кафедрой, был экспертом II ¬атиканского —обора и т.д.); кроме того, с 1977 года, то есть с тех пор, как ѕавел VI назначил его архиепископом ћюнхена, а несколько мес€цев спуст€ Ц кардиналом, он был одной из самых известных личностей в мире по своей интеллектуальной глубине, по видению проблем нашего времени и по усили€м, прилагаемым в защиту христианской идентичности. Ќовизна имени не означает разрыва преемственности со своими непосредственными предшественниками: Ѕенедикт XVI несомненно продолжит линию »оанна ѕавла II, по стопам двухтыс€челетней традиции ÷еркви. ќн сам за€вил об этом на следующий день после своего избрани€, сказав, что Ђчувствует сильную рукуї ѕапы »оанна ѕавла II, говор€щего ему: ЂЌе бойс€!ї (LТOsservatore Romano, 21 апрел€). ѕапа –атцингер сочетает в себе энергию и интеллектуальную строгость с человечностью и простотой обращени€. ѕро€влением его человечности стали также слова, которыми он, сразу после избрани€, представилс€, назвав себ€ Ђпростым и скромным работником в винограднике √осподнемї. ¬еличие любого ѕапы заключаетс€ в факте, что он €вл€етс€ ѕреемником св. ѕетра Ц а следовательно, викарием ’риста на земле, Ц которому надлежит утверждать братьев в вере и быть основой единства ÷еркви. ћен€етс€ личность, но мисси€ остаетс€ прежней. “ем не менее, каждый ѕапа привносит в эту миссию свою личность, свои истоки, свой образ, который обусловлен средой, где он сформировалс€ как человек и христианин. ѕоэтому стиль Ѕенедикта XVI будет отличатьс€ от стил€ его предшественника, но любовь ко ’ристу, желание служить человечеству, помога€ ему возрастать в братстве, солидарности, взаимоуважении любви, справедливости и мирном сосуществовании будут такими же. «а те двадцать три года, что он возглавл€л ведомство –имской курии, занима€сь защитой и продвижением католической веры, кардинал –атцингер про€вил себ€ великим свидетелем истины о Ѕоге и о человеке, не уступающим ве€ни€м моды и никогда не ищущим успеха и одобрени€ мира сего. ¬ своей проповеди в день открыти€ конклава, комментиру€ слова св. ѕавла, Ц наставл€вшего Ђне быть более младенцами, колеблющимис€ и увлекающимис€ вс€ким ветром учени€ї, Ц кардинал –атцингер произнес сильные слова против Ђдиктатуры рел€тивизмаї, столь распространенного сегодн€, Ђкоторый делает высшим мерилом только собственное СяТ и его желани€ї. » в заключение подчеркнул, что зрела€ вера Ц не та, что Ђследует ве€ни€м моды и гонитс€ за новшествамиї, но это Ђвера, глубоко укорененна€ в дружбу со ’ристомї (LТOsservatore Romano, 19 апрел€). Ёти слова помогают пон€ть масштаб его мысли и его ментальности. „еловек глубокой веры, он готов встречатьс€ и вести диалог с кем бы то ни было, лишь бы тот был искренним искателем истины. ¬ то врем€, как »оанн ѕавел II был мистиком и философом, в Ѕенедикте XVI преобладает духовность, укорененна€ в традиции ќтцов ÷еркви и сильный богословский аспект. ¬ыбор имени св€зываетс€ со стремлением к миру, которым отличалс€ Ѕенедикт XV (1914-1922), говоривший о войне как о Ђбесполезной бойнеї и неустанно искавший мирных решений. ќднако это им€ напоминает, прежде всего, о наследии св. Ѕенедикта, основател€ монашества, которое из ћонтекассино распространилось по всей ≈вропе и оказало огромное вли€ние на формирование европейской культуры, основанной на признании первенства Ѕога над историей и духа над материей. ѕоэтому им€ Ѕенедикта глубоко уходит своими корн€ми в веру, культуру и цивилизацию. »з шестнадцати ѕап, избравших это им€, дес€ть были римл€нами: следовательно, им€ Ѕенедикта обладает также римскими корн€ми. ќпыт учит нас, что кажда€ эпоха имеет того ѕапу, в котором она нуждаетс€, потому что ƒух —в€той действует в ÷еркви и читает в сердцах. ќгромный интерес мира к новому понтификату и убедительность, которую он вызвал в сердцах, €вл€ютс€ не только демонстрацией того, что  атолическа€ ÷ерковь жива, но и знаком надежды, что де€тельность нового ѕапы, пусть среди бурь и волнений, которые неизбежны, принесет обильные плоды блага и добра сегодн€шнему человечеству. Ѕенедикт XVI сейчас намечает свой путь, который будет новым, и вместе с тем древним. ¬ проповеди на мессе инаугурации пастырского служени€ в качестве преемника ѕетра Ѕенедикт XVI напомнил слова »оанна ѕавла II, прозвучавшие 22 окт€бр€ 1978 года, и присоединилс€ к ним: Ђ–аспахните двери ’ристу!ї ќн настойчиво подчеркнул, что Ђхристиан никогда не бывает одинокї и что тот, кто впускает ’риста в свою жизнь, Ђне тер€ет абсолютно ничего из того, что делает жизнь свободной, прекрасной и великойї (LТOsservatore Romano, 25 апрел€). ќтныне у ѕапы –атцингера не будет больше времени играть ћоцарта на фортепиано. ќн будет ѕапой, который укрепит веру в мире; он будет великим ѕастырем, требовательным в вопросах веры и принципов, но его сердце полно доброты ко всем Ц к близким и далеким Ц в мире, жаждущем любви и ищущем смысла надежды и жизни.

ЂЋитурги€ Ц это выражение верыї

 ардинал ‘ренсис јринзе, префект  онгрегации богослужени€ и таинств

я познакомилс€ с тогдашним кардиналом …озефом –атцингером, когда он был архиепископом ћюнхена, в 1977 или 1978 году, во врем€ визита в √ерманию в мою бытность архиепископом ќнитши, в Ќигерии. я слышал отзывы о нем, как о сильном теологе, но никогда не встречалс€ с ним раньше. ћне удалось узнать его гораздо лучше, когда € был назначен »оанном ѕавлом II на пост президента ѕапского совета по межрелигиозному диалогу, то есть в 1984 году, а затем в качестве члена  онгрегации вероучени€.

я бы сказал, что он велика€ личность. я вижу в нем св€щенника, епископа, кардинала и отныне ѕапу, предавшегос€ ’ристу и ÷еркви; € вижу в нем человека веры, католической веры без компромиссов. ѕапа Ѕенедикт XVI умеет излагать веру в €сной и пон€тной форме; в такой форме, котора€ подходит дл€ ученых и не очень трудна дл€ простых людей. ќн очень умный, и вместе с тем он не подавл€ет другого, умеет выслушать его. » если собеседник выдвигает действительно позитивный аргумент, ѕапа, не колебл€сь, принимает его. я лично видел его готовым изменить свою позицию, когда он оказалс€ перед убедительными аргументами.

«ачастую забывают, что роль  онгрегации вероучени€ заключаетс€ в том, чтобы укрепл€ть и защищать веру, а не подавл€ть инакомысл€щих теологов. “ак народ представл€л кардинала –атцингера только как сурового и строгого судью, готового вывести из игры, или не засчитать заброшенные голыЕ ’орошо, Ц пусть это правильно, что существует арбитр, след€щий за тем, чтобы игра не кончилась Ђбитьем бутылокї, Ц но вера Ц это нечто гораздо более важное, чем футбольный матч, и кардинала –атцингера, ныне ѕапу Ѕенедикта, нельз€ воспринимать в качестве безжалостного судьи. ƒостаточно просмотреть LТOsservatore Romano от 24 апрел€, две страницы которой полностью занимает библиографи€ его трудов за последние сорок лет. Ёто действительно впечатл€ет!

Ћюд€м, с которыми € не знаком лично, говорю: ждите, слушайте, откройте глаза, откройте также уши, потому что человек не может видеть, если он закрывает глаза, и он ничего не услышит, если не желает слушать.

Ќекоторые бо€тс€ правды, поэтому, когда речь заходит о  онгрегации вероучени€, они сразу уход€т от разговора, ссыла€сь на головную боль или высокое давление, но € говорю им, чтобы они не бо€лись: когда вы прочтете больше текстов этого ѕапы, вы почувствуете, вкусите больше радости от того, что можете быть верными свидетел€ми »исуса!

ѕапа Ѕенедикт XVI, в свою бытность теологом и кардиналом, много писал о литургии, потому что Ђlex credendi, lex orandiї: литурги€ €вл€етс€ выражением веры, а вера направл€ет литургию. Ћитурги€ Ц это официальное выражение веры ÷еркви, тайн ’риста, которые она прославл€ет. » кардинал –атцингер Ц ныне ѕапа Ѕенедикт Ц имел достаточно €сные идеи относительно литургии и не бо€лс€ выражать их. Ёто €вл€етс€ огромной поддержкой в нашей работе  онгрегации богослужени€, как можно легко догадатьс€.  то не боитс€ открыть уши, да услышит!

Ђќн живет без страхаї

 ардинал Ѕернард ‘ренсис Ћэу,

архисв€щенник Ћиберианской патриархальной базилики

—анта ћари€ ћаджиоре

ћо€ перва€ встреча с нынешним ѕонтификом восходит к восьмидес€тым годам, когда он был префектом  онгрегации вероучени€, а € Ц церковным делегатом ≈пископской конференции —Ўј по pastoral provision женатых членов англиканского духовенства, желавших войти в  атолическую ÷ерковь в качестве св€щенников. я практически был соединительным звеном между  онгрегацией, котора€ формально давала согласие англиканам быть посв€щенными св€щенниками, и отдельными епископами, готовыми предоставить пастырскую роль этим новым св€щенникам  атолической ÷еркви. ѕосле внеочередного —инода 1985 года у мен€ по€вилась возможность узнать тогдашнего кардинала –атцингера ближе. ѕосле этого —инода ѕапа решил, что следует приступить к подготовке официального  атехизиса  атолической ÷еркви. »оанн ѕавел II назначил –атцингера председателем комиссии, которой было поручено написать его, и € также был назначен одним из членов этой комиссии. “ак € имел возможность работать бок о бок с –атцингером. » это был чрезвычайно ценный дл€ мен€ опыт. ¬ этой св€зи не могу забыть факт, который св€зывает мен€ лично с новым ѕапой и с его предшественником. Ёто было 27 ма€ 1994 года, в последний день пребывани€ »оанна ѕавла II в клинике ƒжемелли, куда он был помещен дл€ операции на бедре. »менно в то утро ѕапа Ц все еще в своей палате на дес€том этаже Ц получил от тогдашнего кардинала –атцингера и от мен€ первую копию английской версии Ђ атехизиса  атолической ÷ерквиї в классическом переплете из белой кожи.

¬месте с кардиналом –атцингером € принимал участи также в многочисленных заседани€х различных  онгрегаций –имской курии, во врем€ которых € был впечатлен его неизменно ценными мнени€ми. ≈го способность слушать, его умение несколькими словами выразить суть выступлений, которые он слушал во врем€ заседаний, устран€ть не€сности было чем-то удивительным.

„то мен€ всегда еще впечатл€ло в кардинале –атцингере Ц это то, что слуша€ или чита€ каждое его выступление, всегда учишьс€ чему-то, и что он обладает особой, необыкновенной харизмой наставника. » не только. Ќовый ѕапа Ц это также человек, проживающий свою жизнь без страха, потому что он полностью уповает на Ѕога, »исуса, и ѕресв€тую ƒеву ћарию. » это также видно в той простоте, с которой он прин€л непосильную, казалось бы, дл€ человека миссию ≈пископа –има и ѕреемника ѕетра.

Ђ„еловек католической верыї

 ардинал ‘ренсис Ёуджен ƒжордж,

архиепископ „икагский

ѕапа Ѕенедикт XVI Ц это человек веры, католической веры, а также человек молитвы, одна из главных задач которого заключаетс€ в том, чтобы противосто€ть агрессивной секул€ризации, особенно на «ападе.

¬первые € услышал тогдашнего кардинала …озефа –атцингера во врем€ одной богословской конференции в ‘иладельфии (—Ўј), до моего назначени€ епископом.   тому времени € уже был знаком с его книгами, не только по доктрине ÷еркви, по фундаментальной теологии и экклезиологии, но и с его трудами о духовности, которые стали мне помощью в молитве. —тав епископом, € неоднократно встречалс€ и беседовал с ним. ќн всегда производил на мен€ впечатление спокойного и толкового человека; способного выслушать и найти точки согласи€, отложив до другого случа€ прени€ по пунктам расхождени€.  огда Ѕенедикт XVI показалс€ на балконе собора св. ѕетра и сделал экспансивный жест, чтобы приветствовать толпу, € подумал: вот благодать статуса, кардинал –атцингер раньше не был столь экспансивным. ƒл€ мен€ был очень важным момент, когда кардинал –атцингер прин€л свое избрание ѕапой. ¬ тот момент € подумал: вот, теперь у нас ÷ерковь €вл€етс€ полной, уже не коллеги€ кардиналов, а конкретный человек вз€л в свои руки власть ключей ѕетра. ћен€ поразил также выбор имени, св€занный с миром в мире (ѕапа Ѕенедикт XV) и с будущим ≈вропы (св. Ѕенедикт Ќурсийский). Ѕенедикт XVI глубоко чувствует культурные течени€ современности. ќн также прекрасно знает историю литургии, и осознает, что с так называемой литургической реформой было что-то утрачено. ќн, несомненно, €вл€етс€ человеком II ¬атиканского —обора, каким был »оанн ѕавел II. —о дн€ окончани€ —обора прошло 40 лет, и настало врем€ рассмотреть все Ђзаї и Ђпротивї этой реформы. », может быть, новый ѕапа внесет равновесие в этот вопрос.

Ђƒл€ примирени€ и мираї

 ардинал ∆ан-Ћуи “оран, архивист и библиотекарь —в€той –имской ÷еркви

ѕринимать участие в конклаве в качестве кардинала-выборщика Ц это, прежде всего, глубокий духовный опыт. Ћично € пон€л, что тот, кто голосует, €вл€етс€, в реальности, орудием, через которое Ѕог действует в —воей ÷еркви, котора€ сегодн€ как никогда кажетс€ мне живой и смелой.

»збрание кардинала …озефа –атцингера преемником ѕапы »оанна ѕавла II Ц это, несомненно, выражение преемственности; новый ѕонтифик напоминал об этом неоднократно. Ќо все мы Ц и, € бы даже сказал, весь мир Ц пон€ли, что Ѕенедикт XVI, скромный и улыбающийс€, может стать ѕапой, который провозгласит вечную нежность Ѕога. ¬ жестоком, зачастую безжалостном мире, каким его сделали мы сами, новый ѕонтифик будет напоминать нам, своей м€гкостью, о силе любви, способной открыть новые пути человечеству. ¬прочем, избрав им€ Ѕенедикт, в пам€ть Ѕенедикта XV, он сам пожелал указать, что поставит свое служение на службу примирени€ и мира.

ћен€ также поразило то, что € услышал от многих римл€н: ЂЁтот ѕапа так прекрасно говорит о сложных вещах, что мы все понимаем!ї

ƒа, ÷ерковь еще раз продемонстрировала, что, жива€ и молода€, она способна удивл€ть и говорить миру, вместе с Ѕенедиктом XVI: ЂЌе бойтесь ’риста! ќн ничего не отнимает, и дарует всеї.

Ћучшей новости дл€ нынешнего и будущего мира и быть не может.

Ђ«ащищать человека от вс€кой тиранииї

 ардинал –енато –аффаэле ћартино, президент ѕапского совета Ђ—праведливость и мирї

¬месте с ѕапой Ѕенедиктом XVI седьмого ма€ прошлого года € сослужил мессу по случаю его вступлени€ на кафедру св. »оанна. —реди наиболее впечатливших мен€ отрывков из его изумительной речи был тот, что касалс€ защиты человека от всех видов тирании, которые основываютс€ на Ђпопытках переделать и выхолостить —лово Ѕожиеї и на Ђошибочных толковани€х свободыї. ¬след за »оанном ѕавлом II он со всей твердостью за€вил: Ђ—вобода убивать €вл€етс€ не свободой, но тиранией, ведущей человека в рабствої. » эти слова, естественно, относ€тс€ не только к аборту или эвтаназии, но также к войне, смертной казни, терроризму, голоду или непредвиденным стихийным бедстви€м.

— самого начала своего апостольского служени€, самим выбором имени, первыми речами и первыми действи€ми понтификата Ѕенедикт XVI недвусмысленно продемонстрировал свое об€зательство действовать в защиту человеческой личности, способствовать укреплению его неотъемлемых прав, и прилагать все необходимые усили€ дл€ торжества справедливости и мира на планете.

¬о врем€ своей первой общей аудиенции, 27-го апрел€, объ€сн€€, почему он выбрал себе им€ Ѕенедикта, Ц Ђчтобы мысленно присоединитьс€ї к досточтимому предшественнику ѕапе ƒжакомо, который был Ђотважным и подлинным пророком мираї, Ц —в€тейший ќтец €сно сказал: Ђѕодобно ему, желаю поставить свое служение на службу примирени€ и гармонии между людьми и народами, глубоко убежденный, что великое благо мира Ц это, прежде всего, дар Ѕожий, дар, хрупкий и ценный, который следует призывать, хранить и созидать день за днем при общем участииї.

¬ проповеди на мессе инаугурации, на площади св. ѕетра 24 апрел€, он резко обличил несправедливость, угрожающую миру, когда Ђсокровища земли больше не служат созиданию сада Ѕожи€, в котором все могли бы жить, но их используют дл€ извлечени€ наживы и дл€ разрушени€ї.

¬се эти слова подкреплены его великой человечностью, сердечностью и открытостью. Ќовый ѕонтифик сразу показал свою готовность к диалогу с разделенными брать€ми, с иуде€ми, с мусульманами, с верующими других религий и со всеми людьми доброй воли.

ќбодр€емый, поддерживаемый и направл€емый ¬ерховным ѕастырем, ѕапский совет Ђ—праведливость и мирї с обновленным порывом и энтузиазмом продолжит свои инициативы в этом направлении, организу€ публикации, заседани€ и научные семинары, конференции и встречи, удел€€ особое внимание распространению изданного недавно Ђ омпендиума социальной доктрины ÷ерквиї, ценного документа, служащего правильному пониманию и эффективному присутствию и де€тельности католиков в огромном мире социальных отношений.

Ђћы знакомы с 1980-гоЕї

 ардинал ’авьер Ћосано Ѕарраган, президент ѕапского совета по пастырству среди работников здравоохранени€

я познакомилс€ с тогдашним кардиналом …озефом –атцингером двадцать п€ть лет назад. “ак, когда € пошел выказать послушание после конклава, ѕапа Ѕенедикт XVI, прежде чем € мог что-то произнести, сказал мне: Ђћы знакомы с 1980-го...ї. ƒействительно, он был в то врем€ руководителем —инода, посв€щенного вопросам семьи, а € был секретарем. »менно дл€ того, чтобы начать эту нашу работу, он пригласил мен€ в ћонако, где он был кардиналом-архиепископом. я помню многое об этой первой встрече, его крайнюю доброжелательность, а также его проницательность. ¬ то врем€ в ≈вропе много спорили о теологии освобождени€. ’орошо помню, что он мен€ спросил: Ђ„то это за теологи€ освобождени€?ї Ёто был один из его первых вопросов. ¬ том 1980 году мы много работали вместе, а три или четыре мес€ца Ц непрерывно. «атем, во врем€ —инода, мы встречались каждый день. ’орошо помню, как он мне говорил: Ђ¬ы делайте эту часть работы, а € Ц этуї. “о есть он полностью довер€л мне и не хотел, чтобы € делал просто какие-то наброски, которые он затем должен был просматривать. “ак мы сэкономили врем€: тогда у нас не было компьютеров, не было ничего, мы все писали вручную. ќн в то врем€ еще не говорил хорошо по-италь€нски, поэтому мы общались на немецком. Ќадеюсь, с моей стороны не будет хвастовством сказать, что благодар€ этой работе бок о бок в 1980 году мы стали друзь€ми. Ёта работа с ним стала дл€ мен€ величайшей привилегией.

«атем € вернулс€ в ћексику, а кардинал –атцингер был приглашен в –им Ц возглавить  онгрегацию вероучени€. ¬ тот период € углубленно занималс€ теологией освобождени€ и написал несколько книг на эту тему. ¬с€кий раз, как мне случалось бывать в –име, € шел навестить его и приносил ему свои книги. ќн был всегда приветливым и любезным, и наши с ним разговоры были огромным интеллектуальным и духовным стимулом. ¬последствии »оанн ѕавел II оказал мне честь, пригласив мен€ в ¬атикан возглавить ѕапский совет по пастырству среди работников здравоохранени€, а также назначил мен€ членом  онгрегации по делам епископов. “ак €, к своему удовольствию, мог встречатьс€ с кардиналом –атцингером чаще. »ногда мы с ним обсуждали проблемы, вход€щие в мою компетенцию, например, вопросы биоэтики. ћы вместе обсуждали вопрос: допустимо ли диакону быть служителем таинства отход€щих, обычай, широко распространенный в таких европейских странах, как √ермани€ и ‘ранци€, или в латиноамериканских, к примеру, в Ѕразилии. «атем недавно мы встречались, чтобы обсудить уместность сотрудничества с Global Found дл€ борьбы со —ѕ»ƒом, мал€рией и туберкулезом, а также при открытии фонда Ђƒобрый —амар€нинї, созданного »оанном ѕавлом II в нашем ведомстве, именно дл€ оказани€ помощи самым нуждающимс€ больным со всего мира, особенно пораженным вирусом ¬»„. ’очу завершить свое краткое свидетельство симпатичной историей, случившейс€ на следующий день после избрани€ Ѕенедикта XVI. ¬месте с двум€ кардиналами мы выходили из трапезной дома Ђ—в€той ћартыї, после завтрака, и столкнулись с ѕапой, одетым во все белое, который шел куда-то. я воскликнул: Ђ¬от так встреча, —в€тейший ќтец!ї, Ц и спросил его, как ему спалось после стольких волнений. ќн ответил: ЂЌеплохоЕ ƒумаю, будут ночи и похужеЕї. ¬торой кардинал, который был со мной, сказал ему: ЂЌам еще нужно привыкнуть видеть ¬ас в белом Еї, а третий кардинал добавил: ЂЌо и ¬ы должны привыкнуть видеть себ€ в белом Еї. » ѕапа ответил: Ђ—лава Ѕогу, € себ€ не вижу!ї

Ђќн шел по улице, перебира€ четки –озари€ї

 ардинал ∆орж  оттьер, протеолог ѕапского ƒома

“о, что мен€ всегда поражало в кардинале –атцингере, была его простота. я много раз видел его шагающим по улице ѕорта јнджелика, перебирающим четки –озари€. Ёто первый образ, возникающий в пам€ти, столь далекий от образа Panzerkardinal, растиражированного прессой и абсолютно не соответствующего действительности.  онечно, когда ему предстоит прин€ть решение, он делает это, не колебл€сь. Ќо это ценное качество.

ћного лет € был секретарем международной богословской комиссии, и каждый год в течение недели проводились пленарные заседани€, во врем€ которой шла интенсивна€ работа над различными темами, рекомендованными  онгрегацией вероучени€, или выбранными самой комиссией. ƒискуссии на этих заседани€х отличались большой свободой.  ардинал –атцингер был всегда с нами и внимательно следил за всеми фазами работы; было видно, что ему доставл€ло удовольствие находитьс€ в обществе других теологов, он, как говоритс€, был в своей стихии. ”же тогда мы ощутили и оценили его человеческие качества, такие, как приветливость, сердечность, способность слушать, а также его высочайшие интеллектуальные качества, способность синтезировать. “еперь, когда кардиналы избрали его ѕреемником ѕетра, мы имеем в качестве ѕапы мудрого человека, который знает, что богословие составл€ет часть христианской мудрости и что нельз€ заниматьс€ богословием, не жив€ верой.  огда во врем€ своей первой общей аудиенции он напомнил правило: Ђне ставить ничего превыше ’ристаї, на которое св. Ѕенедикт указывал монахам, было пон€тно, что тот же самый критерий он примен€ет и к себе, к своей работе теолога. я очень обрадовалс€, когда он представилс€ миру, как смиренный работник виноградника √осподн€; и когда в своей проповеди на мессе начала понтификата он сказал, что его программа заключаетс€ не в том, чтобы утверждать собственные идеи, но в послушании »исусу и ≈го ≈вангелию. ѕапа Ѕенедикт XVI Ц vir ecclesiasticus, человек ÷еркви. ќн всегда помнил, что католический теолог занимаетс€ богословием не от себ€ лично, но как сын ÷еркви. »менно так он осуществл€л свою де€тельность теолога. — полным смирением, не впада€ в искушение гордыни, котора€ часто делает профессию теолога опасной, рискованной. ƒумаю также, что √осподь подготовил кардинала –атцингера к его нынешней должности, потому что ѕапа Ѕенедикт XVI был не только великим теологом, которым он остаетс€ и сегодн€; многие годы он был также префектом  онгрегации вероучени€, что обеспечило ему опыт церковной жизни большого масштаба, в посто€нном контакте со многими епископами. Ёто ѕапа, вид€щий проблемы в их целостности, сразу со всех сторон. —овременные проблемы отличаютс€ своей глобальностью, они затрагивают все человечество, и своей наблюдательностью, размышлением, молитвой кардинал –атцингер был подготовлен, чтобы решить все это.


ѕеревод: —офи€ ’алходжаева Agnuz
 

 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш—Й—Г –ґ–µ–љ—Й–Є–љ—Г –і–ї—П —Б–µ–Ї—Б–∞ –±–µ–Ј –Њ–±—П–Ј–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤ –≤ –Ъ–Њ–ї—З–∞–љ–Њ–≤–Њ
generic cialis 20mg