Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
√де пребывает Ђедина€ї ÷ерковь - ответы на вопросы ѕечать E-mail
29.06.2007 г.

 

ќтветы на вопросы, касающиес€ некоторых аспектов учени€ о ÷еркви

¬ведение

II ¬атиканский —обор Ц с помощью догматической  онституции Lumen gentium и ƒекретами об Ёкуменизме (Unitatis redintegratio) и о ¬осточных ÷ерквах (Orientalium Ecclesiarum) Ц внес решающий вклад в более глубокое понимание католической экклезиологии. ¬ св€зи с этим также и ¬ерховные ѕонтифики пожелали предложить практические разъ€снени€ и указани€: ѕавел VI в энциклике Ecclesiam suam (1964) и »оанн ѕавел II в энциклике Ut unum sint(1995).

ѕоследующие усили€ богословов, направленные на то, чтобы лучше показать разные аспекты экклезиологии, привели к расцвету обширной литературы по этому вопросу. Ёта тематика оказалась действительно весьма плодотворной, но иногда она нуждалась также в уточнени€х и разъ€снени€х, таких, как ƒеклараци€ Mysterium Ecclesiae (1973), ѕисьмо к епископам  атолической ÷еркви Communionis notio (1992) и ƒеклараци€ Dominus Iesus (2000), Ц все они опубликованы  онгрегацией ¬ероучени€.

√лубина рассматриваемого вопроса и новизна многих св€занных с ним тем продолжают будить богословскую мысль, предлага€ все новые вклады, не всегда защищенные от ошибочных толкований, вызывающих смущени€ и сомнени€, и некоторые из этих толкований были представлены на рассмотрение  онгрегации вероучени€. ”читыва€ вселенский характер католического учени€ о ÷еркви,  онгрегаци€ намерена ответить на них, разъ€снив подлинное значение отдельных выражений экклезиологии, используемых в ”чительстве, которые в богословском споре могут быть неправильно пон€ты.

ќ“¬≈“џ Ќј ¬ќѕ–ќ—џ

ѕервый вопрос: –азве II ¬атиканский ¬селенский —обор изменил предыдущее учение о ÷еркви?

ќтвет: II ¬атиканский ¬селенский —обор не имел намерени€ и фактически не изменил это учение. ќн желал только развить, углубить и изложить его более подробно.

»менно это с предельной €сностью утверждал »оанн XXIII в начале —обора1. ѕавел VI подтвердил это2, и в акте провозглашени€  онституции Lumen gentium выразилс€ так: ЂЋучший комментарий, который можно здесь сделать Ц это сказать, что обнародование [этой  онституции] на самом деле ничего не мен€ет в традиционном учении. „его желал ’ристос, того же желаем и мы. „то было, остаетс€. “о, чему учила веками ÷ерковь, учим и мы. ≈динственно: то, что просто переживалось, теперь нашло свое выражение; то, что вызывало неуверенность, теперь разъ€снено; то, над чем размышл€ли и о чем спорили, что было отчасти противоречивым, теперь сложилось в €сную формулировкуї3. ≈пископы неоднократно выражали это же намерение и выполн€ли его4.

¬торой вопрос:  ак следует понимать утверждение, согласно которому ÷ерковь ’ристова пребывает в  атолической ÷еркви?

ќтвет: ’ристос Ђосновал на землеї единственную ÷ерковь и учредил ее как Ђзримое собрание и духовную общинуї5, котора€ от своего рождени€ и в ходе веков существует и будет существовать, и только в ней остались и будут пребывать все составные части, установленные —амим ’ристом6. ЂЁто и есть единственна€ ÷ерковь ’ристова, которую мы исповедуем в —имволе веры как единую, св€тую, кафолическую и апостольскую [Е]. Ёта ÷ерковь, установленна€ и устроенна€ в мире сем как общество, пребывает в  атолической ÷еркви, управл€емой преемником ѕетра и ≈пископами в общении с нимї7.

¬ догматической  онституции Lumen gentium (п. 8) пребывание Ц это вечна€ историческа€ непрерывность и пребывание всех элементов, поставленных ’ристом в  атолической ÷еркви8, в которой конкретно находитс€ ÷ерковь ’риста на этой земле.

¬ то врем€, как согласно католической доктрине можно пр€мо утверждать, что ÷ерковь ’ристова присутствует и действует в ÷ерквах и церковных ќбщинах, которые еще не наход€тс€ в полном общении с  атолической ÷ерковью, благодар€ началам осв€щени€ и истины, которые в них есть9, —лово же Ђпребываетї, напротив, можно отнести исключительно к  атолической ÷еркви, поскольку оно относитс€ к признаку единственности, исповедуемому в символах веры (¬еруюЕво единую ÷ерковь); и именно эта Ђедина€ї ÷ерковь пребывает в  атолической ÷еркви10.

“ретий вопрос: ѕочему используетс€ выражение Ђпребывает вї, а не проста€ глагольна€ форма Ђ€вл€етс€ї?

ќтвет: »спользование этого выражени€, которое указывает на полную идентичность ÷еркви ’ристовой с  атолической ÷ерковью, не мен€ет учени€ о ÷еркви; но свою истинную мотивацию оно находит в факте, более €сно выражающем, что вне ее состава Ђобретаютс€ многие начала осв€щени€ и истины, которые, будучи дарами, свойственными ÷еркви ’ристовой, побуждают к кафолическому единствуї11.

Ђ—ледовательно, хот€ мы и верим, что эти ÷еркви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее, они облечены значением и весом в тайне спасени€. »бо ƒух ’ристов не отказываетс€ пользоватьс€ ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, котора€ вверена  атолической ÷ерквиї12.

„етвертый вопрос: ѕочему II ¬атиканский —обор именует Ђ÷ерквамиї восточные ÷еркви, отделенные от полного общени€ с  атолической ÷ерковью?

ќтвет: —обор пожелал применить традиционное употребление этого наименовани€. Ђѕоскольку же эти ÷еркви, хот€ и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же Ц в силу јпостольского преемства Ц —в€щенством и ≈вхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами св€заныї13, то они заслуживают титула Ђотдельных, или поместных, ÷ерквейї14, и называютс€ ÷ерквами сестрами поместных  атолических ÷ерквей15.

Ђѕоэтому ÷ерковь Ѕожи€ созидаетс€ и возрастает через совершение √осподней ≈вхаристии в каждой из этих ÷ерквейї16. ќднако, поскольку общение с  атолической ÷ерковью, видимым главой которой €вл€етс€ ≈пископ –има и ѕреемник ѕетра, Ц это не какое-то внешнее дополнение к поместной ÷еркви, но один из ее внутренних составных принципов, в силу этого положение поместной ÷еркви, которым пользуютс€ эти досточтимые христианские ќбщины, ощущаетс€, все же, как недостаток17.

— другой стороны вселенскость, свойственна€ ÷еркви, которой управл€ет ѕреемник ѕетра вместе с наход€щимис€ в общении с ним епископами, из-за разделени€ христиан встречает преп€тствие дл€ своего полного осуществлени€ в истории18.

ѕ€тый вопрос: ѕочему документы —обора и последующего ”чительства не примен€ют титул Ђ÷ерквиї к христианским ќбщинам, возникшим из –еформы XVI века?

ќтвет: ѕотому что, согласно католической доктрине, эти ќбщины не имеют апостольского преемства в таинстве —в€щенства, поэтому они лишены существенного установительного элемента, чтобы быть ÷ерковью. ¬ышеуказанные церковные ќбщины, которые, Ц особенно из-за отсутстви€ служебного св€щенства, Ц не сохранили подлинной и целостной сущности ≈вхаристической тайны19, не могут согласно католической доктрине называтьс€ Ђ÷ерквамиї в истинном значении этого слова20.

¬о врем€ аудиенции, данной нижеподписавшемус€ кардиналу префекту  онгрегации вероучени€, ¬ерховный ѕонтифик Ѕенедикт XVI одобрил и утвердил эти ответы, прин€тые на очередной сессии этой  онгрегации, и распор€дилс€ опубликовать их.

–им,  онгрегаци€ вероучени€, 29 июн€ 2007 года, торжество свв. јпостолов ѕетра и ѕавла.

¬иль€м  ардинал Ћевада

ѕрефект

+ јнджело јмато, S.D.B.

“итул€рный архиепископ —иды

—екретарь

© Copyright 2006 - Libreria Editrice Vaticana

ѕеревод: Agnuz (—офи€ ’алходжаева)


1 »оанн XXIII, ќбращениеот 11 окт€бр€ 1962 года: ЂЕ—обор Ежелает передать чистой и нетронутой католическую доктрину, без см€гчений или искаженийЕ Ќо в современных обсто€тельствах наш долг заключаетс€ в том, чтобы христианское учение в своей целостности было прин€то всеми в духе обновленной, безм€тежной и спокойной приверженностиЕЌеобходимо, чтобы христианский, католический и апостольский дух всего мира совершил прыжок вперед, чтобы та же сама€ доктрина была изучена более широко и углубленноЕ Ќеобходимо, чтобы эта верна€ и неизменна€ доктрина, которой следует про€вл€ть преданное почтение, была исследована и изложена так, как этого требует наша эпоха. —ущность depositum fidei, или истин, содержащихс€ в нашей почтенной доктрине Ц это одно, а способ, с помощью которого они излагаютс€, Ц это другое, при условии, однако, что при этом сохран€етс€ тот же смысл и значениеї: AAS 54 [1962] 791; 792.

2 —р. ѕавел VI, ќбращениеот 29 сент€бр€ 1963: AAS 55 [1963] 847-852.

3 ѕавел VI, ќбращение от 21 но€бр€ 1964: AAS 56 [1964] 1009-1010 (trad. it. in: LТOsservatore Romano, 22 novembre 1964, 3).

4 —обор пожелал выразить идентичность ÷еркви ’ристовой с  атолической ÷ерковью. Ёто нашло свое отражение в дискусси€х по ƒекрету Unitatis redintegratio. —хема ƒекрета была предложена в јудитории 23. 9. 1964 вместе с Relatio (Act Syn III/II 296-344). Ќа предложени€, посланные епископами в последующие мес€цы, —екретариат по ≈динству христиан ответил 10.11.1964 (Act Syn III/VII 11-49). »з этой Expensio modorumпривод€тс€ четыре текста, касающиес€ первого ответа.

A) [In Nr. 1 (Prooemium) Schema Decreti: Act Syn III/II 296, 3-6]

ЂPag. 5, lin. 3-6: Videtur etiam Ecclesiam catholicam inter illas Communiones comprehendi, quod falsum esset.

R(espondetur): Hic tantum factum, prout ab omnibus conspicitur, describendum est. Postea clare affirmatur solam Ecclesiam catholicam esse veram Ecclesiam Christiї (Act Syn III/VII 12).

B) [In Caput I in genere: Act Syn III/II 297-301]

Ђ4 Ц Expressius dicatur unam solam esse veram Ecclesiam Christi; hanc esse Catholicam Apostolicam Romanam; omnes debere inquirere, ut eam cognoscant et ingrediantur ad salutem obtinendam...

R(espondetur): In toto textu sufficienter effertur, quod postulatur. Ex altera parte non est tacendum etiam in aliis communitatibus christianis inveniri veritates revelatas et elementa ecclesialiaї( Act Syn III/VII 15). —р. anche ibidem punto 5.

C) [In Caput I in genere: Act Syn III/II 296s]

Ђ5 Ц Clarius dicendum esset veram Ecclesiam esse solam Ecclesiam catholicam romanam...

R(espondetur): Textus supponit doctrinam in constitutione СDe EcclesiaТ expositam, ut pag. 5, lin. 24-25 affirmaturї (Act Syn III/VII 15). —ледовательно, комисси€, котора€ должна была оценить ответы на ƒекрет Unitatis redintegratio, €сно выражает идентичность ÷еркви ’ристовой с  атолической ÷ерковью и ее единственность, и видит обоснование этой доктрины в догматической  онституции Lumen gentium.

D) [In Nr. 2 Schema Decreti: Act Syn III/II 297s]

ЂPag. 6, lin. 1- 24: Clarius exprimatur unicitas Ecclesiae. Non sufficit inculcare, ut in textu fit, unitatem Ecclesiae.

R(espondetur): a) Ex toto textu clare apparet identificatio Ecclesiae Christi cum Ecclesia catholica, quamvis, ut oportet, efferantur elementa ecclesialia aliarum communitatumї.

ЂPag. 7, lin. 5: Ecclesia a successoribus Apostolorum cum Petri successore capite gubernata (cf. novum textum ad pag. 6, lin.33-34) explicite dicitur Сunicus Dei grexТ et lin. 13 Сuna et unica Dei EcclesiaТї (Act Syn III/VII).

ѕриведенные цитаты вз€ты из Unitatis redintegratio2.5 e 3.1.

5 —р. II ¬атиканский —обор, догматическа€  онституци€ Lumen gentium, 8.1.

6 —р. II ¬атиканский —обор, ƒекрет Unitatis redintegratio, 3.2; 3.4; 3.5; 4.6.

7 II ¬атиканский —обор, догматическа€  онституци€ Lumen gentium, 8.2.

8 —р.  онгрегаци€ ¬ероучени€, ƒеклараци€ Mysterium Ecclesiae, 1.1: AAS 65 [1973] 397; ƒеклараци€ Dominus Iesus, 16.3: AAS 92 [2000-II] 757-758; Notificazione sul libro di P. Leonardo Boff, OFM, ЂChiesa: carisma e potereї: AAS 77 [1985] 758-759.

9 —р. »оанн ѕавел II, энциклика Ut unum sint , 11.3: AAS 87 [1995-II] 928.

10 —р. II ¬атиканский —обор II, догматическа€  онституци€ Lumen gentium, 8.2.

11 II ¬атиканский —обор, догматическа€  онституци€ Lumen gentium, 8.2.

12 II ¬атиканский —обор, ƒекрет. Unitatis redintegratio, 3.4.

13 II ¬атиканский —обор, ƒекрет. Unitatis redintegratio, 15.3; ср.  онгрегаци€ ¬ероучени€, ѕисьмо Communionis notio, 17.2: AAS, 85 [1993-II] 848.

14 II ¬атиканский —обор II, ƒекрет Unitatis redintegratio, 14.1.

15 —р. II ¬атиканский —обор II, ƒекрет Unitatis redintegratio, 14.1; »оанн ѕавел II, энциклика Ut unum sint, 56 s : AAS 87 [1995-II] 954 s.

16 II ¬атиканский —обор, ƒекрет Unitatis redintegratio, 15.1.

17 —р.  онгрегаци€ ¬ероучени€, ѕисьмо Communionis notio, 17.3: AAS 85 [1993-II] 849.

18 —р. там же.

19 —р. II ¬атиканский —обор, ƒекрет Unitatis redintegratio, 22.3.

20 —р.  онгрегаци€ ¬ероучени€, ƒеклараци€ Dominus Iesus, 17.2: AAS 92 [2000-II] 758.

 

 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш–љ—В–Є–Љ –Љ–Є–ї–ї–µ—А–Њ–≤–Њ
generic cialis 20mg