Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Павел VI: "Я сохранил веру" Печать E-mail
04.08.2008 г.
 
6 августа 30 лет назад скончался Павел VI, мужественный свидетель Истины в диалоге с человеком и культурой нашего времени

Как напомнил Бенедикт XVI перед чтением молитвы Angelus в минувшее воскресенье, 6-го августа 1978 года, в Праздник Преображения, вернулся в Дом Отца Павел VI, - смиренный и мужественный свидетель Истины, апостол мира, человек диалога между народами и культурами нашего времени, сумевший мудро и дальновидно привести к успешному завершению Второй Ватиканский Собор. К тридцатилетию смерти Папы Монтини Радио Ватикан вспоминает основные события его Понтификата:
 
*****
 
"Fidem servavi", - я сохранил веру: в этом утверждении, прозвучавшем за несколько дней до смерти, заключается весь Понтификат Павла VI, Папы мягкого и непреклонного, влюбленного в Истину, управлявшего лодкой Петра в штормовые годы для Церкви и для мира. Избранный на папский престол 21 июня 1963 года, Папа Монтини оказался перед эпохальным вызовом: довести до конца Второй Ватиканский Собор, который был рожден пророческой интуицией Иоанна XXIII, но после начальных восторгов грозил сесть на мель. В Мессе по случаю начала Понтификата, 30 июня 1963 года, Павел VI не скрывал обеспокоенности и изложил верным свое видение Церкви:
 
"Я буду защищать святую Церковь от ошибок учения и обычаев, которые изнутри и за ее пределами угрожают ее целостности и искажают ее красоту; я приложу все силы к тому, чтобы сохранить и увеличить пастырскую добродетель Церкви, которая представляет ее, свободную и бедную, в свойственной ей ипостаси матери и наставницы".
 
Три месяца спустя, 29 сентября, Папа Монтини торжественно открыл вторую сессию Собора. В своей вступительной речи он перечислил четыре цели этого незаурядного события: доктринальное изложение природы Церкви; ее внутреннее обновление; укрепление единства христиан и диалог Церкви с современным миром. Павел VI, который в свою бытность архиепископа Миланского принимал участие в первой соборной сессии, был не просто "нотариусом Собора". Заботливо и внимательно он следил за ходом заседаний, мудро вмешивался в наиболее деликатные моменты. И 7 декабря 1965 года он закрыл экуменическое собрание с чувствами радости и волнения:

"Concilium hoc nostrum posteris eiusmodi Ecclesiae imaginem tradet…
 
Этот Собор оставляет истории образ католической Церкви, символически представленной этим залом, полным пастырей, исповедующих одну и ту же веру, дышащих одной и той же любовью, соединенных в одно и то же общение молитвы, дисциплины, деятельности, и, - это самое удивительное, - все они желают только одного: отдать самих себя, как Христос, наш Учитель и Господь, ради жизни Церкви и спасения мира".
На протяжении пятнадцати лет Понтификата Папа Монтини энергично боролся за мир в мире, также и через укрепление миссионерского измерения Церкви, подчеркнутого в апостольском обращении "Evangelii nuntiandi". Он учредил Всемирный День Мира, который отмечается ежегодно первого января. И он сам был апостолом мира, совершив девять международных поездок, которые позволили ему встретиться с верными всех пяти континентов.
 
Незабываемой остается его речь на Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 4 октября 1965 года, его крик против войны:
"Jamais plus la guerre, jamais plus la guerre! C'est la paix, la paix…"
"Нет и нет войне! Мир должен управлять судьбами народов и всего человечества, только мир!". Павел VI не был равнодушен к страданиям африканских народов, изнуренных нищетой. В 1967 году была опубликована энциклика "Populorum Progressio". "Развитие, - писал Понтифик, - это новое имя мира". Но, - пояснял он, - это развитие должно быть всесторонним, "направленным на развитие каждого человека, всего человека". Благодаря Собору Церковь "расцвела", глубоко обновилась. Однако многие желали придать этому толкование, - кто прогрессивное, а кто консервативное, - которое не отражало подлинного значения события.
 
Послесоборные волнения доставили много страданий Павлу VI, который, тем не менее, не отказался свидетельствовать Истину, убежденный, как святой Августин, что счастье - это не что иное, как радость истины, "gaudium de veritate". Самым ярким примером в этом смысле является публикация в 1968 году энциклики "Humanae Vitae". В этой энциклике, посвященной ответственной супружеской любви, еще раз подчеркивается "нет" Церкви на использование искусственных противозачаточных средств. В 1968 году, ставшем символом протеста, Папа Павел VI оказался объектом - также и в католических кругах - ожесточенной критики, переходившей иногда в оскорбление. Выбор Папы Монтини был выстраданным и тщательно обдуманным. 4 августа 1968 года, в речи перед чтением молитвы Angelus Папа объяснил причины своей позиции с четкой последовательность:
 
"Мое слово не является легким для принятия, оно не соответствует практике, которая сегодня, к сожалению, распространяется, как легкий "выход из ситуации", который на первый взгляд способствует любви и семейному равновесию. Хочу еще раз напомнить, что норма, утверждаемая мною, является не моей, но свойственна самой жизни, любви и человеческому достоинству".
 
Инициатор "цивилизации любви", наряду с миротворческой деятельностью Павел VI постоянно и плодотворно занимался экуменизмом, будучи убежденным, что только воссоединившись, христиане смогут стать фактором примирения между народами. Исторической является его встреча в Иерусалиме с Патриархом Константинопольским Афинагором, в 1964 году. Их братское объятие взволновало католиков и православных. Годом позже было, наконец, аннулировано отлучение, которое объявили две Церкви друг другу в 1054 году. Был достигнут прогресс также в диалоге с англиканами. В 1966 году Павел VI встретился с архиепископом Кентерберийским, Майклом Рамзаем. Три года спустя он едет в Женеву, с визитом в экуменический Совет Церквей.
 
Наделенный большой чувствительностью, в 1978 году Павел VI пережил драматический момент, именно когда его собственная жизнь приближалась к концу: похищение своего друга Альдо Моро. Он неоднократно и напрямую обращался со страстными призывами к "людям из Красных Бригад", начиная с Ангелуса 19 марта, через три дня после кровавого похищения на улице Фани:
 
"Помолимся вместе о тех, кто в эти дни страдают, острее ощущая в самих себе печать страстей Иисуса: о семьях, оплакивающих своих близких, оторванных от выполнения своего долга бессмысленной убийственной ненавистью, которая в очередной раз желает взорвать мирное сосуществование общества; помолимся о нашем дорогом Альдо Моро, - похищенном с помощью подлой ловушки, - с горестным призывом, дабы его вернули родным".
 
Человек высокой культуры, поклонник искусства и литературы, Павел VI по-новому открыл значение меценатства, значение Церкви-заказчицы произведений искусства. Скорцелли, Мандзу и Нерви - это всего лишь несколько из самых знаменитых художников, творивших для Святого Престола во время его Понтификата. Он укрепил Радио Ватикана и Папскую академию наук, призывал деятелей культуры служить истине, продвигать достоинство человека, сотворенного по образу Божию. Среди множества плодов его петрова служения следует упомянуть также о реформе курии, литургической реформе и о праздновании Юбилейного Года (1975). 29 июня 1978 года, чуть больше месяца до своей смерти, Павел VI мог утверждать, как святой Павел, что он сражался в доброй битве за Евангелие:
 
"Мое служение - это служение Петра, которому Христос поручил утверждать братьев (ср. Лука 22, 32): служение это заключено в служении истине (…) В этом, Братья и чада, заключалось неустанное, неусыпное, мучительное желание, которое двигало мной на протяжении этих пятнадцати лет Понтификата. "Fidem servavi"! - могу сказать я сегодня, смиренно и твердо осознавая, что никогда не предавал святую истину".
 
Перевод: София Халходжаева,  AGNUZ
Источник: Радио Ватикан
 
След. »
 
п»їп»ї
Аптека твое здоровье
generic cialis 20mg