Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
Ѕенедикт XV Ц жизнь ѕапы. Ѕиографи€ ѕечать E-mail
12.01.2009 г.
 
Ѕюст Ѕенедикта XV в церкви, где он был крещен. ‘ото автора
 
Ёксклюзивна€ биографи€ ѕредшественника, сама€ полна€ и развернута€ впервые на русском €зыке в авторской статье ƒениса ћельника.

Benedictus PP. XV
Ѕенедикт XV

(1914 - 1922)

20 августа 1914 года, в то врем€, как начинал разгоратьс€ пожар ѕервой мировой войны, скончалс€ ѕий ’. 31 августа 57 кардиналов из разных, в том числе и противоборствующих стран собрались на конклав. »х выбор не зан€л много времени. „ерез три дн€, 3 сент€бр€, после дес€ти голосований был избран новый папа. 6 сент€бр€ Ѕенедикт XV был коронован: не в соборе —в. ѕетра, а на скромной церемонии в —икстинской капелле - это было св€зано с войной и стало, пожалуй, первым важным решением нового понтифика.

* * * * *

’ронологическое деление, как и вс€ка€ классификаци€, условно.  онечно, оно очень важно. —мена дат на календаре, годов, веков задают систему координат, с помощью которой отдельные люди и целые поколени€ соизмер€ют свою жизнь, оценивают прошлое, стро€т планы на будущее. Ќо эту систему иногда ненав€зчиво, а иногда очень круто нарушает то, что можно назвать "ходом истории".
Ќекоторые историки говор€т о "долгом ’I’ веке" (1789-1914), подразумева€ под этим внутреннее единство эпохи, ограниченной революцией во ‘ранции и началом ѕервой мировой войны. –еволюци€ и последовавшие за ней долгие годы (вплоть до 1815 г.) почти беспрерывных ("наполеоновских") войн потр€сли и изменили политическое устройство, экономическую жизнь, социальную структуру ≈вропы. «атем наступило врем€ закреплени€ новой системы общественных отношений. ќно сопровождалось отдельными вспышками конфликтов: таких, как восстани€ 1847-48 гг., прокатившиес€ по многим странам ≈вропы. Ќо сами эти конфликты можно рассматривать, по большому счету, как элементы складывани€ новой "стабильности". ѕосле франко-прусской войны 1870-71 гг. в ≈вропе царил мир вплоть до 1914 года.
¬ "долгий XIX век" "средневековье" окончательно ушло - прежде всего, из мироощущени€ людей. » пусть внутри самой ≈вропы оставались еще огромные острова традиционного сельскохоз€йственного уклада, а вокруг находились целые континенты, погруженные в "прошлое", они стали восприниматьс€ как объекты дл€ де€тельного рационального переустройства.
”же философы и публицисты-"просветители" XVIII века возвещали о том, что свет –азума победил (или об€зательно должен победить в ближайшем будущем) мрак невежества и суеверий, осветив путь ѕрогрессу. ¬ XIX веке многие имена и идеи из предыдущего столети€ затер€лись или же попали в разр€д антикварных. Ќо изменени€ в общественной жизни, казалось, полностью подтверждали веру в ѕрогресс. –азвитие науки и техники делало невиданные успехи. Ќовые изобретени€ сразу же воплощались на практике, измен€€ жизнь всЄ большего и большего числа людей. ѕромышленна€ революци€ разворачивалась нар€ду с политической. ќна была не такой быстрой, не такой заметной. ќднако еЄ последстви€ были потр€сающими. Ќовые источники энергии, оборудование, машины позвол€ли налаживать крупное эффективное производство, которое велось ради извлечени€ прибыли. ќно требовало не только новых машин, но и новых людей: наЄмных работников, лишЄнных независимых источников существовани€, обладающих достаточной квалификацией и трат€щих полученную зарплату на продукты промышленного производства. —кладывалс€ новый социально-экономический строй - капитализм.
¬рем€ успешного и стабильного развити€ порождает самоуверенность и самонаде€нность у живущих в нЄм людей. ќни смотр€т свысока на предшествующую историю, осознава€ себ€ вступившими после долгого подъема по крутому и обрывистому склону на обширное плато, которому нет конца. ќни ощущают себ€ живущими в "современности". “акое не раз уже происходило в предшествующие эпохи. ƒа и сегодн€ мы живем с ощущением "конца истории". Ќо "современность" XIX в., распростран€вша€с€ преимущественно на «ападную ≈вропу была поистине безоблачной, еЄ оптимизму не было предела. ¬тора€ половина XIX в. - это врем€ торжества "современности", рассматривающей всю предшествующую историю как к прелюдию к самой себе, а себ€ - как завершающую стадию общественного развити€. Ћишь ѕерва€ мирова€ война и последовавшие за ней событи€ поколебали еЄ основы.
Ѕыть "современным" - значить идти в ногу со временем, способствовать ѕрогрессу. Ќужно ли говорить, что католическа€ церковь в европейскую "современность" никак не вписывалась. "ƒолгий XIX век" был дл€ неЄ эпохой отступлени€ и унижений.
¬ XVI - XVII веках от католического континента с битвами откололись острова протестантизма. Ќо тогда католичество нашло силы дл€ собственного обновлени€, дл€ католической реформации.
¬ XVIII веке адепты нового мировоззрени€, "просветители", стали наносить уколы, пусть и малозаметные тогда, но далеко идущие по своим последстви€м. »м удалось, пусть пока дл€ весьма ограниченного круга людей в разных странах, могущих понимать французский и приобретать книги, создать стереотип церкви, котора€ преп€тствует ѕрогрессу культивиру€ веру - вредный предрассудок, противосто€щий разуму.
"–аздавите гадину", - призывал своих "современных" читателей ¬ольтер. ¬ XIX в. сам ¬ольтер стал забыватьс€, перешЄл в разр€д классиков, которых, как сказал „естертон, можно хвалить не чита€. Ќо его призыв как будто приобрЄл практическое измерение. ѕапство неожиданно пережило удары, которые как страшные сон повтор€ли уже пережитые много веков назад событи€. Ќа долю престарелого ѕи€ VI, мирно правившего с 1775 г., обрушились захват ѕапского государства и разграбление –има французами в 1797 г. - вспомним разграбление –има немецкими войсками  арла V в 1527 г. Ќо тогда  лименту VII удалось спастись в замке —в€того јнгела, а затем покинуть –им. Ќесчастный же ѕий VI был не только пленЄн, но и вывезен вскоре во ‘ранцию, где и умер в 1799 году - вспомним унижение Ѕонифаци€ VIII посланником французского корол€ (1303), "авиньонское пленение пап" (1309 - 1378). ≈го преемник ѕий VII был чуть ли не тайком выбран в ¬енеции, дл€ его коронации пришлось использовать мул€ж тиары и вплоть до 1814 г. он оставалс€ игрушкой в руках Ќаполеона. »менно ему пришлось короновать императора в обмен на заключение конкордата с ‘ранцузской империей. Ќаполеон даже преподнес папе тиару, сделанную во ‘ранции с использованием драгоценностей из награбленных тиар. (—лучайно или нет, но она оказалось слишком маленькой и при это слишком т€желой - папы никогда не носили еЄ.)
ѕосле окончательной победы над Ќаполеоном ѕапское государство было восстановлено в своих прежних границах, а что можно - возвращено из ‘ранции. Ќо ни политический престиж, ни финансова€ независимость так и не восстановились. ƒо 1870 г. светска€ власть пап опиралась в значительной степени на поддержку иностранных держав. ¬ 1870 г. ѕапское государство исчезло с карты. ¬ек, начавшийс€ дл€ католической церкви пленением папы французами, закончилс€ "ватиканским пленением".
ƒуховный авторитет папства также был под угрозой. ¬ ÷еркви нарастали центробежные тенденции - правительства р€да европейских государств де€тельно поддерживали стремление к обособлению национальных церквей от —в€того ѕрестола. ¬ самой объединЄнной »талии отношени€ с новой светской властью были открыто враждебными.
Ќовые ве€ни€ в светской философии также атаковали церковь, лиша€ религию сколь-нибудь значимой роли в светской жизни. "Ѕог умер", - возвестит ближе концу этой эпохи Ќицше.
¬нутри церкви многие теологи стремились учесть достижени€ новейшей философии - так, распростран€лс€ "модернизм", грозивший обмирщением религиозной доктрины.  »м противосто€ли те, кто выступал за полное отрицание вс€ких "новшеств". ¬нутренние противосто€ние оставл€ло мало места дл€ компромисса - а изменивша€с€ обстановка насто€тельно требовала консолидации и ответа на по€вившиес€ вызовы: такие, например, как "рабочий вопрос" и проблема социальной справедливости в услови€х быстрого развити€ капитализма.

* * * * *

»менно в этих услови€х проходило становление человека, который стал первым папой ’’ века - не хронологического, а "исторического" - века глобальных конфликтов и потр€сений, века массовых коммуникаций и борьбы идеологий, века торжества человеческого разума и угнетени€ человеческой личности.
"—амый неизвестный папа ’’ века", - так часто называли Ѕенедикта XV. Ќачало новой эпохи, казалось, навсегда затмило его де€ни€. »сторическа€ роль этого папы словно бы заключалась в обозначении "должного" места церкви в ’’ столетии. ≈сли о нЄм вспоминали, то лишь в св€зи с борьбой за мир во врем€ ѕервой мировой войны (тоже, по сути, забытой после ¬торой). —тремление дл€ человека современности может и похвальное, но уж точно безуспешное, заранее обреченное на провал. ћогут ли невесомые духовные постулаты обуздать "реальную" силу? ќтвет вроде бы очевиден. "ѕапа римский - а сколько у него дивизий?", - насмешливо спросит »осиф —талин, один из самых "реальных политиков" ’’ веке, говор€ позднее о другом наместнике ѕетра.
ћаленький человек на папском престоле (маленький в буквальном смысле: из трех оде€ний, приготовленных дл€ избранного понтифика в комнате р€дом с —икстинской капеллой, самое меньшее оказалось слишком велико дл€ него) долго оставалс€ затер€нным в истории.

 * * * * *

19 апрел€ 2005 года тыс€чи людей на площади —в. ѕетра радостно приветствовали кардинала-протодь€кона, извещающего град и мир о новом ѕапе.  огда он добралс€ сквозь череду радостных возгласов и оваций до провозглашени€ выбранного папой имени, в новом общем всплеске восторга почувствовалась немала€ дол€ удивлени€.
"ѕаоло, ƒжованни - вот обычные имена дл€ пап", говорила потом одна италь€нка, - "а Ѕенедетто это как-то странно, как-то не по-италь€нски".  огда же спуст€ несколько дней оказалось, что одна из причин выбора имени св€зана с пам€тью о Ѕенедикте XV, это вновь вызвало удивление. —ам Ѕенедикт XV тоже немало удивил выбором своего имени. "ѕио или Ћеоне - вот обычные имена дл€ пап", - наверн€ка поговаривали тогда. —воЄ им€ он выбрал в честь Ѕенедикта XIV (1740 - 1758), также как и он сам бывшего до избрани€ на престол архиепископом Ѕолоньи.
Ѕенедикт XV стал последним до сегодн€шнего дн€ аристократом на папском престоле. Ќа его папском гербе помещалс€ родовой герб. », словно бы в напоминание новой эпохе о многих веках истории папства, на престоле оказалс€ представитель очень древнего рода.
ћаркиз ƒжакомо ѕаоло ƒжованни Ѕатиста делла  ьеза родилс€ 21 но€бр€ 1854 г. в ѕельи, в черте √енуи а уже на следующий день бы крещЄн в церкви —анта ћари€ делле ¬инье, в самом центре города. ќн был третьим ребенком в семье маркиза ƒжузеппе делла  ьезы (1821 - 1892) и ƒжованны ћильорати (1827 - 1904). ѕо преданию, род отца восходил ещЄ ко временам поздней –имской империи - и тогда, в IV в., его представители боролись против арианской ереси.   этому же роду причисл€етс€ папа  аллист II (1119 - 1124).   XVI в. делла  ьеза занимали видное место среди генуэзского патрициата. –од матери дал церкви папу »ннокенти€ VII (1404 - 1406).
¬ то же врем€, Ѕенедикт XV был первым папой, получившим образование в светском университете. ”же с раннего возраста он хотел посв€тить себ€ служению церкви, и, нар€ду с лицеем, закончил и семинарию. Ќо отец насто€л на получении светского образовани€. ¬ 1872 г. ƒжакомо делла  ьеза поступил на юридический факультет ”ниверситета √енуи, который закончил в 1875 со степенью доктора права.
ћожно предположить, что приобретенный опыт "светской жизни" оказал большое вли€ние на будущего папу. «десь нужно принимать во внимание ещЄ и обстановку, сложившуюс€ на тот момент.
 ак раз на врем€ юности ƒжакомо делла  ьезы пришлось окончание процесса объединени€ »талии под властью —авойской династии, прав€щей в —ардинском королевстве. √ену€ вошла в его состав по решению ¬енского конгресса 1814 г. и стала одним из важнейших портов. ќна была одним из очагов "рисорджименто" (процесса воссоединени€ »талии). Ётот процесс был исключительно важен дл€ »талии, он воплотил, наконец, многовековые мечты италь€нских патриотов. — объединением »талии и √ермании с лица ≈вропы исчезли последние обломки средневековь€. Ќо всЄ-таки это был процесс насильственный. ≈го окончательной фазой стал захват —евером (более развитым промышленно, более "передовым") ёга, что прекрасно осознавали и там, и там. ѕолитическое объединение не привело и не могло сразу же привести к подлинному объединению - напр€женность между разными част€ми »талии ощущаетс€ вплоть до сегодн€шнего дн€. ѕроизошЄл раскол и по другой линии - его последстви€, оп€ть-таки, могут быть замечены и сегодн€. –ечь идЄт о роли и месте религии в обществе.
ќсновным преп€тствием дл€ объединени€, особенно на его заключительной стадии, италь€нским патриотам виделось независимое ѕапское государство. ≈го независимость, в свою очередь, основывалась не на эфемерных вооруженных силах, а на авторитете папской власти, в обмен на поддержку которой иностранные державы (после прихода к власти Ќаполеона III - главным образом ‘ранци€) брали ѕапское государство под защитный "зонт", извлека€ определенные выгоды во внутренней и внешней политике.
ћногие радикальные патриоты изначально были противниками религии вообще - и то, что независимое ѕапское государство лежало поперЄк дороги, их только подстегивало. Ќапротив, руководившие процессом объединени€ прав€щие круги —ардинского королевства состо€ли в массе своей из вполне благонамеренных католиков. Ќо —в€той ѕрестол был их противником до окончани€ объединени€, и осталс€ костью в горле после. –им был провозглашен столицей объединЄнного »таль€нского королевства. ѕапа ѕий IX осталс€ в нЄм и с потерей не смирилс€. »збавитьс€ от папы было невозможно по пон€тным причинам - это не просто мелкий правитель, а зримый глава всей католической церкви. ѕапа объ€вил себ€ пленником ¬атикана.  оролевский двор обосновалс€ в летней резиденции пап в черте города - в  виринальском дворце. ¬ одной столице стали находитьс€ два правител€. Ќичего сделать друг с другом они не могли. ќбстановка сложилась патова€.
–азгоревша€с€ "холодна€ война" привела к резкой пол€ризации в обществе. » борьба шла не только из-за признани€ или непризнани€ захвата ѕапского государства - так называемый "римский вопрос" лишь придавал ей дополнительную остроту. ¬ основе еЄ лежало то, что услови€ необратимо мен€лись и общество шло ко всЄ большей секул€ризации. ќтказыва€сь от признани€ этого церковь обрекала бы себ€ на изол€цию, лишь усилива€ позиции антиклерикальных кругов.
„тобы быть услышанной, церковь должна была заговорить на €зыке "современности", не потер€в при этом ничего, что составл€ло бы суть еЄ учени€. —ложнейша€ задача.
ёный маркиз делла  ьеза активно включилс€ в борьбу. ”чась в университете, он становитс€ членом " атолического действи€" - созданной незадолго до того организации, объедин€ющей студентов-католиков (позднее, став папой, он примет участие в изменении еЄ устава, а сегодн€ она €вл€етс€ старейшей студенческой организацией »талии). ѕри финансовой поддержке семьи он издаЄт газету. Ќе нужно, конечно, преувеличивать, степень вли€ни€ юноши на происход€щие событи€. ¬ажно другое. Ѕудущий глава католической церкви приобрЄл опыт участи€ в общественно-политической жизни - опыт светского католика.
—тав папой, Ѕенедикт XV полностью отменил запрет католикам на участие в политических выборах, провозглашЄнный ѕием IX (некоторое послабление было сделано его предшественником ѕием X). —ледующим важным шагом стало создание Ќародной партии »талии (Partito popolare italiano) св€щенником доном Ћуиджи —турцо в 1919 г. Ёта парти€ призвана была воплощать в политике принципы социальной доктрины церкви, провозглашЄнные папой Ћьвом XIII. ќчень важно, что создана она была при молчаливом согласии папы. „тобы воздействовать на происход€щие церковь должна была иметь соответствующие рычаги. ¬ то же врем€ она не должна была действовать как особа€ политическа€ сила или св€зывать себ€ только с одной из представленных политических партий, должна была оставатьс€ в стороне от повседневной политической борьбы.  онечно, нужно отметить, что »тали€ не была пионером в создании политических движений и партий, св€занных с церковью - позднее их обобщенно станут именовать христианско-демократическим движением. Ќо ситуаци€ в »талии была исключительно важна дл€ —в€того ѕрестола: именно здесь он вступал в непосредственный контакт со светской политикой, основанной на принципах представительной демократии.
¬оздействовать всеми возможными пут€ми, но не вмешиватьс€ напр€мую - таким стал основной принцип взаимодействи€ —в€того ѕрестола со светской политикой, сформулированный в понтификат Ѕенедикта XV. Ќадо сказать, его правильность подтвердилась на прот€жении ’’ века. Ќова€ парти€ изначально стала довольно мощной организацией. Ёто и не удивительно - она опиралась на уже существовавшие католические организации, в т.ч. и на " атолическое действие". ќднако парти€ не смогла стать достаточно мощной, чтобы быть действенной "третьей силой". ¬ 1922 г. к власти пришли фашисты во главе с ћуссолини, вз€вшие курс на свертывание демократии, а в 1926 г. парти€ самораспустилась. “ем не менее, принципы, заложенные в основе прокатолической партии, были воплощены в жизнь после окончательного свержени€ фашистского режима. ¬ 1945 г. один из основателей Ќародной партии јльчиде де √аспери вместе со своими единомышленниками создаЄт ’ристианско-демократическую парти€ »талии, котора€ будет доминировать в италь€нской политики вплоть до начала 1990-х гг.  онечно, ¬атикан часто обвин€ли и обвин€ют в злоупотреблении своим политическим вли€нием. “ак это или нет, но принцип неучасти€ в светской политике никогда не ставилс€ под сомнение церковью. ќн подтвердилс€: в "граде земном" особенно подвержены порче хорошие идеи. — 1970-х гг. ’ристианско-демократическа€ парти€ становитс€ рассадником коррупции, что и приводит к еЄ исчезновению с политической сцены в начале 1990-х. —егодн€шнему преемнику ѕетра приходитс€ искать возможности воздействовать на италь€нскую политику без вли€тельной партии, св€зывающей свою программу с социальным учением церкви.
ѕри Ѕенедикте XV церковь и католические круги ищут новые пути взаимодействи€ с обществом не только в политике. ќбразование, в том числе и университетское на прот€жении ’’ в. перестаЄт быть элитарным, становитс€ массовым. ¬ 1920 г. ћилане несколько человек основывают прообраз светского католического университета. ¬скоре ”ниверситет —в€того —ердца (папа всю жизнь был поклонником образа —ердца ’ристова) официально признаЄтс€ и светскими власт€ми (в лице министра образовани€, известного мыслител€ Ѕенедетто  роче) и самим папой. ќн стал прообразом частного по сути учебного заведени€, наход€щегос€ под эгидой церкви и остаЄтс€ одним из ведущих образовательных и научных центров в »талии, крупнейшим негосударственным университетом ≈вропы.
Ќо вернЄмс€ к биографии.
ѕосле окончани€ университета она начинает идти по обычному дл€ св€щеннослужителей пути. ќтец семейства, наконец, пусть и с неохотой, даЄт добро на то, чтобы сын встал на духовную стезю. ќн насто€л, однако, на том, что духовное образование сын должен получать в –име - чтобы обеспечить сыну карьеру. ѕолучив светскую степень доктора права в августе 1875, уже в но€бре ƒжакомо делла  ьеза вместе с семьЄй перебираетс€ в –им и поступает в духовный  олледж  апраника (—ollegio Capranica), где изучает теологию (ещЄ одним папой, обучавшимс€ в этом колледже, станет ѕий XII). 21 декабр€ 1878 г. он был посв€щЄн в сан св€щенника папским викарием –има в Ћатеранской базилике. Ќар€ду с получением теологического образовани€ (степень доктора теологии была получена им в 1879 г. в ѕапском √ригорианском университете) продолжает и юридическое.  ¬ 1880 г. в том же университете получает степень доктора канонического права. ¬ 1879 - 1882 гг. обучаетс€ в јкадемии дл€ молодых св€щеннослужителей благородного происхождени€ (Accademia dei Nobili Ecclesiastici), в которой дл€ —в€того ѕрестола готовили будущих дипломатов. «десь, в 1881 г. ƒжакомо делла  ьеза впервые встречаетс€ человека, оказавшего большое вли€ние на его будущую жизнь - ћариано –амполла дель “индаро (с 1882 г. - кардинала). ƒжакомо делла  ьеза начинает работу в курии, а в 1883 г. кадинал назначаетс€ нунцием в ћадрид и он отправл€етс€ вместе с ним туда в качестве секретар€.
 атолическа€ »спани€ к тому времени давно была одним из "больных людей" ≈вропы.   политическим и экономическим неур€дицам прибавл€лись и бедстви€ другого рода. ¬ 1884 году ƒжакомо делла  ьеза участвует в оказании помощи пострадавшим от землетр€сени€ в ћалаге и јндалусии, а в 1885 разражаетс€ эпидеми€ холеры в ћадриде. ¬сю свою жизнь он активно занималс€ благотворительностью, стрем€сь помогать нуждающимс€ не только  словом, но и делом, использу€ дл€ этого личные средства. ѕозднее, став архиепископом Ѕолоньи, в своем первом послании он обратит внимание св€щеннослужителей на необходимость их личного присутстви€ и личного участи€ там, где царит нужда.
¬ 1887 г. кардинал –амполла назначаетс€ Ћьвом XIII государственным секретарЄм. ¬месте с ним в –им возвращаетс€ и ƒжакомо делла  ьеза, где начинает проходить аппаратные ступени в государственном секретариате. ќн неоднократно выполн€ет дипломатические поручени€ в ¬ене, а в 1901 г. становитс€ заместителем государственного секретар€. ¬ этом же году он становитс€ профессором в јкадемии дл€ молодых св€щеннослужителей. “ак, в понтификат Ћьва XIII происходит становление будущего папы как политика и дипломата.
Ћев XIII, сменив в 1878 году на престоле несгибаемого ѕи€ IX, стал проводить более открытую и гибкую политику, направленную на постепенный вывод ¬атикана из изол€ции. ¬ ретроспективе эта политика оказываетс€ мудрым и достаточно постепенным разворотом к новым реали€м, прелюдией к папству ’’ века. Ќо некоторым консервативным современникам она казалась чуть ли не предательством, тогда как кое-кто из "либералов", в том числе и в стане самой церкви, воспринимал еЄ как сигнал к безогл€дной модернизации "устаревшей" церковной доктрины. ¬ 1903 году, после его смерти, кардиналы на конклаве оказались перед выбором: продолжать ли линию ушедшего папы, ассоциируемую с личностью государственного секретар€ –амполлы, считавшегос€ основным претендентом на престол, или же выбрать папой "нового" человека. ¬ыбор был сделан в пользу патриарха ¬енеции ƒжузеппе —арто - ѕи€ X.
ѕрежний государственный секретарь не вписывалс€ в линию нового папы, и сразу же после избрани€ потер€л свой пост. ќднако его давний сотрудник делла  ьеза оставалс€ в должности заместител€ нового государственного секретар€ вплоть до декабр€ 1907 г., когда неожиданно получил назначение на архиепископскую кафедру в Ѕолонье. Ёто часто рассматривалось как ссылка и знак немилости к высокопоставленному прелату, тесно св€занному с предшествующей политикой - в подтверждение чего указывалось, что новый архиепископ Ѕолоньи не был возведЄн сразу в сан кардинала. „то было в действительности, сказать трудно. ћногое из рассказываемого о внутренней жизни ¬атикана относитс€ к области более или менее достоверных слухов.  ак бы то ни было, ѕий ’ лично посв€тил ƒжакомо делла  ьезу в сан епископа в соборе —в. ѕетра, преподнЄс ему собственный епископский перстень, провЄл большую часть следующего дн€ с семьЄй делла  ьеза, а уже став папой Ѕенедикт XV с большим почтением относилс€ к своему предшественнику, часто ссылалс€ на него. Ќазначение архиепископом в Ѕолонью было очень важным, так как политик, дипломат, преподаватель, получил возможность приобрести навыки пастыр€. ќказавшись в Ѕолонье, новый архиепископ поставил перед собой задачу посетить все приходы своей епархии. ƒо самых удалЄнных, расположенных в горах, приходилось добиратьс€ верхом на лошади. ѕод его руководством была проведена реформа церковного образовани€ в семинарии: увеличены часы, отведенные на изучение научных курсов и классического образовани€. ќсобое внимание архиепископ удел€л чистоте приходских церквей и экономному использованию средств: сбережЄнные деньги, считал он, увеличивали возможности дл€ помощи бедным. Ќачина€ с ранней юности будущий папа использовал значительную часть своих личных средств дл€ благотворительных целей и продолжал эту практику всю жизнь. Ѕлаготворительность он считал и важнейшим направлением использовани€ церковных средств. ѕо некоторым сообщени€м, после его смерти в казне ¬атикана осталось не более 19 000 в пересчете на американские доллары.
25 ма€ 1914 г., на своей последней консистории, ѕий ’ преподнЄс ƒжакомо делла  ьезе кардинальскую шапку.  ардиналом он пробыл не долго. —пуст€ три мес€ца он был избран на престол епископа –има.
ѕриобретенный во врем€ работы в курии опыт пригодилс€ новому понтифику. ѕосле избрани€ ему не понадобилось много времени на вхождение в курс дел. ƒа времени и не было - война требовала срочных действий.
ћирова€ война поставила ¬атикан в совершенно новые услови€. ¬ течение многих предшествующих веков, будучи одновременно и центром надгосударственной церкви, и центром отдельного государства, —в€той ѕрестол действовал в военных конфликтах прежде всего исход€ из своих государственных интересов. —делав прекращение войны основным мотивом своих молитв и дипломатических усилий, Ѕенедикт XV с первых же дней понтификата чЄтко обозначил позицию ¬атикана как государства: нейтралитет по отношению ко всем воющим сторонам. »спользу€ все возможные способы: энциклики, послани€, дипломатические усили€, выступлени€, он на прот€жении войны бессчЄтное количество раз, никого не обвин€€, взывал ко всем странам конфликта с призывами становить кровопролитие. ѕризывы не были услышаны. Ѕолее того, не встреча€ со стороны папы пр€мой и безоговорочной поддержки, "общественное мнение" журналистов и пропагандистов разных стран зачисл€ло самого его в стан врагов. ”же стара€ к тому времени антиклерикальна€ пропаганда получила новый сюжет. ј все дипломатические усили€ по прекращению боевых действий остались безрезультатными.
ќднако неустанна€ борьба Ѕенедикта XV за мир и проводима€ им политика последовательного нейтралитета укрепл€ли моральный авторитет —в€того ѕрестола, прокладывали дорогу будущей политике церковного государства.
ћолитвы и дипломати€ в действи€х —в€того ѕрестола сочетались с конкретными про€влени€ми милосерди€ и благотворительности. Ќейтралитет и церковна€ структура в разных странах, направл€ема€ из одного центра, давали возможность достигать того, что трудно было бы достичь посредством самих воющих держав. ¬ ¬атикане было учреждено бюро по делам военнопленных (Opera dei Prigionieri), занимавшеес€ розыском военнопленных и интернированных, считавшихс€ пропавшими без вести.  «а всЄ врем€ было получено свыше 600 000 запросов об информации, более трети из них касалось розыска пропавших без вести, военнопленным было доставлено 50 000 писем от родных. ¬ €нваре 1915 года папа добилс€ освобождени€ депортированных гражданских лиц - в свободную от оккупации и боевых действий южную ‘ранцию было отправлено ок. 20 000 человек. ¬ 1916 г. при его участии 29 000 т€желобольных пленных разных национальностей, в т.ч. пострадавших от газовых атак было госпитализировано в нейтральной Ўвейцарии. ¬ следующем году больные туберкулезом италь€нские пленные получили возможность вернутьс€ в »талию. ѕо призыву папы, нунции, епископы, св€щенники посещали заключенных в лагер€х, пыта€сь облегчить их участь. ѕо словам государственного секретар€ кардинала √аспарри, за всЄ врем€ войны ¬атикан истратил на благотворительные нужды свыше 80 млн. лир. ƒела милосерди€ не закончились и после окончани€ войны. Ћежащие в руинах страны нуждались в помощи. ќсобое внимание папа обращал на бедстви€ детей, сирот, вдов.
«а милосердием Ѕенедикта XV всегда сто€ла христианска€ вера и молитва. ¬ первой послевоенной энциклике он прозорливо отмечал, что заключение мира не затушило тлеющие угли старой вражды. ќн в который раз указывал на то, что ключ к подлинному миру находитс€ в душах, обращЄнных к Ѕогу.
Ќо усили€ Ѕенедикта XV по прекращению войны не могут затмить других сторон его де€тельности. ¬о врем€ понтификата, длившегос€ немногим более 7 лет (из которых свыше 4 лет пришлось на пору невиданного до тех пор мирового конфликта) удалось сделать очень многое.
ѕапа-юрист завершил работу над  одексом канонического права, работа над которым была начата при его предшественнике. Ётот кодекс стал первым за всю историю церкви систематизированным и упор€доченным сводом церковного законодательства. ќн просуществовал до 1980-х, когда при »оанне ѕавле II была прин€та нова€ его редакци€.
ѕапа-преподаватель не только одобрил организацию светского католического университета, но и многое сделал дл€ реформировани€ церковного образовани€. Ѕыл разработан устав, предназначавшийс€ изначально только дл€ италь€нских семинарий, но ставший типовым. ќн учредил особую конгрегацию по делам церковного образовани€.
ѕапа-теолог стремилс€, сохран€€ церковную доктрину неприкосновенной, изжить пагубное внутрицерковное противосто€ние "консерваторов" и "модернистов", сопровождающий его дух непримиримости и подозрительности. Ќе отступа€ от принципов своих предшественников, он ликвидировал созданное в 1909 г. общество, предназначенное дл€ вы€влени€ "модернистов" и борьбы с ними. ќн вменил в об€занность Ѕиблейской комиссии следить за тем, чтобы отдельные лица не присваивали себе права быть последней инстанцией в вопросах, относ€щихс€ к предметам свободной дискуссии. ¬ то же врем€ он стремилс€ обратить внимание на раннее наследие церкви, как на основу дл€ плодотворного движени€ вперЄд: из двенадцати энциклик Ѕенедикта XV четыре посв€щены юбиле€м св€тых ранних веков христианства и средневековь€. »нтерес представл€ет энциклика, посв€щЄнна€ юбилею ƒанте, традиционно рассматриваемому как противник папства. ¬ажным этапом в развитии современной библеистики стала энциклика Spiritus Paraclitus (1920), посв€щЄнна€ —в. »ерониму и трактующа€ проблему критического анализа библейских текстов.
ѕапа-пастырь всегда подчеркивал, что первейшей об€занностью св€щенника €вл€етс€ молитва, и демонстрировал это своим личным примером. ќн стремилс€ побудить католиков участвовать в церковных праздниках: была восстановлена об€зательность торжеств в честь св. »осифа и “ела и  рови ’ристовой; закрепл€лось почитание образов —в€того —ердца, ƒрагоценнейшей  рови, —в. »осифа. ѕапа был ревностным почитателем образа Ѕогородицы. ќн многое сделал дл€ закреплени€ почитани€ образов ƒевы ћарии, €вленных в Ћурде и Ћорето, а также близ его родной √енуи. ¬ его понтификат происходит €вление ƒевы ћарии в ‘атиме троим португальским дет€м. ƒостойной вс€ческого поощрени€ папа считал традицию семейного чтени€ Ѕиблии. ѕри Ѕенедикте XV происходит то, что можно считать зарождением современного миссионерства. ¬ энциклике Maximum Illud были очерчены новые контуры миссионерства, отдел€емой отныне от колонизаторской де€тельности. Ѕыл вз€т курс на отход от управлени€ церковью в незападных странах, осуществл€емого почти исключительно европейцами, на скорейшее воспитание национального клира. “ак начал готовитьс€ состав коллегии кардиналов второй половины ’’ в. ”чреждались многочисленные образовательные центры дл€ подготовки св€щенников-миссионеров. ќсобое внимание Ѕенедикт XV удел€л церквам так называемого "восточного обр€да". ѕри нЄм по€вилась отдельна€ конгрегаци€ по делам ¬осточных ÷ерквей.
ѕапа-дипломат значительно укрепил внешнеполитические позиции ¬атикана. ¬ момент его восхождени€ на престол ¬атикан имел дипломатические отношени€ с 14-ю государствами, к концу его понтификата - с 27-ю. —реди них были и государства, возникшие после краха европейских империй (например, Ёстони€, ‘инл€нди€, ѕольша), и страны за пределами «ападного мира ( итай, япони€), и ¬еликобритани€, находивша€с€ со —в€тым ѕрестолом во враждебных отношени€х ещЄ с момента откола и учреждени€ англиканской церкви при √енрихе VIII в XVI в. ќсобую важность имело восстановление дипломатических отношений с католическими странами: ѕортугалией и ‘ранцией. ќтношени€ с последней были многовековой проблемой папского престола. —имволом их нормализации стала канонизаци€ Ѕенедиктом XV ∆анны д'јрк (1920). ¬ 1917 г., в одной из нот правительствам воющих стран, папа обратилс€ и к королю »талии ¬иктору Ёммануилу III. Ёто стало первым официальным упоминанием главы объединЄнной »талии со стороны ¬атикана. Ќачалось осторожное прощупывание почвы дл€ подготовки соглашени€ между »талией и ¬атиканом, подписанного в 1929 году.
ѕапа-политик был прежде всего прагматиком, умеющим чЄтко схватывать реальную ситуацию. Ќапример, когда в »талии, как и в других странах, активно обсуждалс€ вопрос о необходимости наделени€ женщин избирательным правом, многие представители католических кругов, в т.ч. и из ближайшего окружени€ папы, высказывались против этого. —ам же он указывал на то, что в отличии от радикальных феминисток - предводительниц движени€ за эмансипацию, основна€ масса женщин будет голосовать за поддержку традиционных ценностей.
ѕрагматизм папы про€вл€лс€ и в отношении введени€ вс€ческих "новшеств". ќн был противником сохранени€ всего пришедшего из прошлого и осв€щЄнного традицией ради самого прошлого. ќднако он тщательно изучал целесообразность проведение тех или изменений
≈го политический реализм про€вл€лс€ и в опоре на светские объединени€ католиков, как показывают примеры с основанием католической партии и католического университета в ћилане. ÷ерковь не просто взвывала, но и действовала - не снисход€ до желающих действовать католиков, но поддержива€ их. Ѕенедикт XV не оставил после себ€ сочинений, специально посв€щенных социально-экономическим вопросам. Ќо в своей практической де€тельности он руководствовалс€ самой сутью социального учени€ церкви: хороша€ жизнь дл€ человека невозможна вне общностей, основанных на христианских принципах взаимопомощи и поддержки. Ёто особенно относитс€ к беспрерывно мен€ющемус€ и безмерно разрастающемус€ миру. ¬ своей де€тельности он оказывал вс€ческую поддержку всем видам объединений христиан.
Ѕенедикт XV стал первым папой, столкнувшимс€ с коммунизмом как реальной политической силой. ≈го ужасала как сама идеологи€, так и обстановка в революционной –оссии: начавша€с€ гражданска€ война, голод, страдани€, преследовани€ церкви. Ќо и здесь молитвы он сочетал с практическими действи€ми. ѕапа прин€л де€тельное участие в организации помощи голодающим. ¬ августе 1920 г., узнав о начавшемс€ в –оссии голоде, папа обратилс€ с призывом ко всем странам мира о сборе помощи. ќт имени католической он церкви передал дл€ этих целей 1 млн. лир. ¬ 1921 г., встреча€сь с одним из руководителей по международному оказанию помощи, норвежцем ‘. Ќансеном он передал ему чек на 500 тыс. лир.
Ќе мог глава католической церкви оставатьс€ безучастным к положению католиков в —оветской –оссии, вступив через своих представителей в переговоры с советским правительством. —оветска€ сторона, в лице, главным образом, наркома иностранных дел √.¬. „ичерина была заинтересована, во-первых, в установлении дипломатических отношений с ¬атиканом как в важном козыре в услови€х мировой изол€ции, во-вторых, в том, чтобы, опира€сь на ¬атикан, вывести советских католиков из-под вли€ни€ ѕольши.  онтакты по поводу нормализации положени€ католической церкви и установлению отношений то прекраща€сь, то возобновл€€сь, продолжались до конца 1920-х гг. Ќо забота о католиках не затмила в глазах папы горестного положени€ православной церкви –оссии.
¬ трагический период русской истории стал устанавливатьс€ диалог католичества и православи€. ¬ 1919 году Ѕенедикт XV обратилс€ к советскому правительству с осуждением гонени€ на церковь в –оссии и предложил выкупить конфискованные драгоценности и церковную утварь дл€ последующего возвращени€ православным. ѕредложение было отклонено, однако митрополит ¬ладимирский и Ўуйский —ергий (—трагородский) от имени —в€щенного —инода и сам —в€тейший ѕатриарх “ихон выразили папе признательность и благодарность.

********

 онец понтификата Ѕенедикта XV проходил в очень напр€жЄнной обстановке. ¬ойна обострила социально-экономические проблемы. ќбозлив сердца людей, как и предупреждал папа с самого еЄ начала, она посе€ла семена новых конфликтов. Ћюди в послевоенных странах будто бы лишилось земли под ногами. Ќеуверенность и страх соседствовали с самонаде€нностью и цинизмом. ѕолитическое пространство раздиралось радикалами справа и слева - общим дл€ них, пожалуй, был только антиклерикализм. ќбстановка в »талии была настолько тревожной, что в курии был даже разработан тайный план вывоза папы в случае опасности самолЄтом на ћальту. ¬ то же врем€ многие сторонники традиционных ценностей пытались обернуть врем€ всп€ть, жадно хвата€сь за любой повод, чтобы подтвердить иллюзию неизбежного и скорейшего возвращени€ в "старые добрые времена". ќборотной стороной таких настроений стал скептицизм, попул€рность обрела иде€ "заката ≈вропы".
Ѕенедикт XV мог участвовать в организации помощи страждущим и голодающим по мере возможностей церковной казны и вли€ни€ церкви на светские власти, но вот помочь духовно жаждущему миру, в который ворвалась "современность" и который тщилс€ найти новые рецепты, новые идеи, чтобы обрести стабильность, он мог только совсем "старомодными" призывами: обратить души к Ѕогу и вести земную жизнь как подобает добрым христианам. —тоит ли удивл€тьс€ тому, что на его призывы часто либо не обращали внимани€, либо, обраща€, раздражались? Ќо это всЄ, что может предложить ÷ерковь. ћного это или мало - люди должны решать дл€ себ€ сами.

********

 ороткий по меркам новейшей истории понтификат Ѕенедикта XV был насыщен событи€ми. ѕомимо всего прочего, его решени€ оказали вли€ние на выбор двух его ближайших преемников.
ќн значительно повли€л на церковную карьеру Ёудженио ѕачелли - будущего ѕи€ XII. »менно он занималс€ организацией работы бюро по делам военнопленных в ¬атикане. ¬ апреле 1917 г. Ѕенедикт XV направил его нунцием в Ѕаварию (вскоре он стал официальным представителем папы во всей √ермании) и произвЄл в сан титул€рного епископа, а 13 ма€ 1917 г., в день первого €влени€ ƒевы ћарии в ‘атиме, - архиепископа. Ќо если дипломатические способности будущего ѕи€ XII были замечены ещЄ в конце понтификата Ћьва XIII и в полной мере оценены при преемнике Ѕенедикта, то выбор самого ѕи€ XI вр€д ли бы состо€лс€ без его решений. јкилле –атти был лишь на три года младше самого Ѕенедикта и ко времени его понтификата был префектом ¬атиканской библиотеки, известным знатоком древних текстов. Ќо, хорошо зна€ јкилле –атти ещЄ со времени работы в государственном секретариате, папа смог разгл€деть и решил использовать другие его способности. ¬ 1918 г. он возводит известного учЄного и библиотекар€ в сан титул€рного архиепископа и посылает нунцием в ѕольшу (и одновременно апостольским делегатом в –оссию, в которой јкилле –атти так и не смог оказатьс€, но контакты установить пыталс€). ¬ июне 1921 г. Ѕенедикт XV назначает будущего папу архиепископом ћилана и одновременно взводит в сан кардинала.
¬ €нваре 1922 г. папа простудилс€. ѕростуда быстро перешла в воспаление лЄгких. 22 €нвар€ его не стало.

ѕам€ть о Ѕенедикте XV чтилась его ближайшими преемниками. ѕравда, случилось так, что никто их них не выбирал им€ дл€ правлени€ в его честь. Ќо в истории церкви ход времени подчин€етс€ особым законам.
—пуст€ п€ть лет после его ухода в баварском городке родитс€ мальчик, которого нарекут …озефом јлоизом, а ещЄ спуст€ 78 лет, в начале XXI века, к ликующим люд€м выйдет новый преемник ѕетра - Ѕенедикт XVI.

 ƒенис ћельник

 
 
—лед. »
 
пїњ
–Ш–љ—В–Є–Љ –Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ –≤ –°–ї–∞–љ—Ж–∞—Е
generic cialis 20mg