Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Июнь, 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Печать E-mail
22.12.2008 г.
 
Бенедикт XVI слушает речь кардинала Содано, 22 декабря
 
Небо разорвалось, и это делает землю светлой
О радости для Римской Курии

 В 11 часов утра 22 декабря, в Клеменинском зале ватиканского апостольского дворца, Святейший Отец Бенедикт XVI принял на аудиенции кардиналов вместе с членами Римской Курии и Губернаторства для представления рождественских поздравлений. В ходе встречи, после приветственной речи декана кардинальской коллегии кардинала Анджело Содано, Папа обратился к присутствовавшим с речью:

Господа кардиналы,

Досточтимые Братья во Епископстве и во Священстве,

Дорогие братья и сестры!

Рождество Господне стоит у дверей. Каждая семья ощущает желание собраться вместе, чтобы вкусить ту уникальную и неповторимую атмосферу, которую способен создать этот праздник. Также и семья Римской Курии собралась сегодня утром, согласно прекрасной традиции, благодаря которой мы имеем радость встретиться и обменяться поздравлениями в этой особой обстановке духовности. Каждому из вас я обращаю слова сердечного приветствия, полного благодарности за то ценное сотрудничество, которое вы оказываете служению Преемника Петра. Я горячо благодарю кардинала декана Анджело Содано, который - голосом ангела (игра слов: Анджело по-итальянски означает ангел, - прим. перев.) - передал чувства всех присутствующих, а также тех, кто работает в различных отделах, включая Папские Представительства. В начале я упоминал об особой атмосфере Рождества. Мне приятно думать, что она является как бы продолжением той таинственной радости, того глубокого ликования, которое охватило Святое Семейство, ангелов и вифлеемских пастухов в ночь, когда  Иисус появился на свет. Я назвал бы ее "атмосферой благодати", думая о выражении святого Павла в Послании к Титу: "Apparuit gratia Dei Salvatoris nostri omnibus hominibus", "Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (ср. Тит 2,11). Апостол утверждает, что благодать Божия явилась "всем людям": я бы сказал, что в этом просматривается также миссия Церкви и особенно  миссия Преемника Петра и его сотрудников: способствовать тому, чтобы благодать Бога, Искупителя, становилась все более видимой всем, и чтобы она всем несла спасение.

Завершающийся год был богат ретроспективным взглядами на знаменательные даты недавней истории Церкви, а также событиями, несущими с собой ориентиры для нашего пути к будущему. Пятьдесят лет назад умер Папа Пий XII, пятьдесят лет назад Иоанн  XXIII был избран Понтификом. Прошло сорок лет с публикации энциклики Humanae vitae и тридцать лет со смерти ее автора, Папы Павла VI. Все эти события вспоминались и были предметом многообразных размышлений на протяжении года, поэтому мне бы не хотелось вновь останавливаться на них сейчас. Однако взор памяти устремлялся гораздо глубже, по ту сторону событий прошлого века, и именно таким способом он отсылал нас к будущему: вечером  28 июня, в присутствии Вселенского Патриарха Варфоломея I Константинопольского и представителей многих других Церквей и церковных Общин в базилике святого Павла вне стен мы торжественно открыли Год Павла, в память рождения апостола  2000 лет назад. Павел для нас не является личностью из прошлого. Он до сих пор говорит с нами через свои Послания. И того, кто вступает в беседу с ним, он подталкивает к распятому и воскресшему Христу. Год апостола Павла - это год паломничества не только в смысле посещения мест, связанных с ним, но также и прежде всего паломничества сердца, вместе с Павлом, к  Иисусу Христу. В конечном счете, Павел нас учит, что Церковь есть Тело Христа, что Глава и Тело неразделимы, и что не может быть любви ко Христу без любви к Его Церкви и ее живой общине.

Три события уходящего года стоят особняком. Это прежде всего Всемирный День Молодежи в Австралии, великий праздник веры, объединивший более 200.000 молодых людей из всех уголков мира и сблизивший их не только внешне, - в географическом смысле, - но, благодаря разделенной радости быть христианами, сблизил их также внутренне. Наряду с этим были две поездки, одна в Соединенные Штаты Америки и другая во Францию, в которых Церковь предстала видимой миру и для мира, как духовная сила, указывающая пути жизни и, - через свидетельство своей веры, - несущая свет миру. Это были дни, действительно излучавшие свет, излучавшие уверенность в ценности жизни и в приверженность ко благу. И наконец, следует упомянуть Синод Епископов: пастыри со всего мира собрались вокруг Слова Божия, возвышавшегося среди них; они собрались вокруг Слова Божия, великое проявление Которого находится в Священном Писании. Мы вновь постигли во всей величественности  то, что в суете повседневности давно уже считаем чем-то само собой разумеющимся: то, что Бог говорит, что Бог отвечает на наши вопросы.  То, что Он говорит лично, хотя и человеческими словами, и мы можем слушать Его и, слушая, учиться узнавать Его и понимать Его. То, что Он вошел в нашу жизнь, формируя ее, а мы можем выйти из нашей жизни и войти в просторы Его милосердия. Таким образом, мы опять поняли, что Бог в своем Слове говорит каждому из нас, Он говорит к сердцу каждого: если сердце бодрствует и внутренний слух открыт, тогда каждый может научиться слушать слово, обращенное прямо к нему. Но, слыша, как Бог говорит лично к каждому из нас, мы также понимаем, что Его Слово присутствует для того, чтобы мы сближались друг с другом; чтобы мы нашли способ выйти из того, что является только личным. Это Слово сформировало общую историю, и желает делать это впредь. Итак, мы вновь поняли, что, - именно потому, что Слово является настолько личным, - мы сможем понять его правильно и полностью только в общине, учрежденной Богом, и, осознавая, что его невозможно исчерпать полностью, что ему всегда есть сказать что-то новое каждому поколению. Мы поняли, что, конечно, библейские писания появились в определенные эпохи, и в этом смысле они представляют собой прежде всего книгу из прошлого. Но мы увидели, что их послание не остаётся в прошлом и его нельзя закрыть в нем: Бог, в сущности, всегда говорит в настоящем времени, и мы слышим каждое слово Библии лишь тогда, когда открываем это "настоящее" Бога, Который призывает нас сейчас.

Наконец, было важно ощутить, что в Церкви и сегодня есть Пятидесятница, - то есть, что она говорит на многих языках, и это не только в том лежащем на поверхности смысле, что в ней представлены все великие языки мира, но в еще большей степени в самом глубоком смысле: в ней представлено многообразие опыта Бога и мира, богатство культур, и только так проявляется величие человеческого существования, и, исходя из него, величие Слова Божия. Но мы также поняли, что Пятидесятница все еще "в процессе", она все еще незакончена: существует множество языков, которые до сих пор ждут Слова Божия, содержащегося в Библии. Волнующими были многочисленные свидетельства верных-мирян со всего мира, которые не только живут Словом Божиим, но и страдают за него. Ценным вкладом стало выступление раввина о Священных Писаниях Израиля, которые точно также являются и нашими Священными Писаниями. Важным моментом для Синода, и, по сути, для Церкви в целом, стала речь Патриарха Варфоломея, - проницательный анализ в свете православной традиции, - в которой он открыл нам доступ к Слову Божию. Мы надеемся, что теперь опыт и достижения Синода действенно повлияют на жизнь Церкви: на личное общение со Священными  Писаниями, на их толкование в Литургии и в катехизации, а также в области научных исследований, чтобы Библия не осталась Словом из прошлого, а его жизненность и актуальность воспринимались и раскрывались во всей широте измерений его значений.

О присутствии Слова Божия, Самого Бога в нынешнем часе истории говорилось также  во время пастырских поездок этого года: их истинным смыслом может быть только служение этому присутствию. В таких случаях Церковь становится воспринимаемой  публично, вместе со своей верой и, по меньшей мере, вызывает у видящих ее вопрос о Боге. Это публичное проявление веры касается отныне всех, кто хочет понять нынешнее время и действующие в нем силы. Особенно такое явление, как Всемирный День Молодежи, все больше становится предметом анализа в попытке понять этот вид, так сказать, молодежной культуры. Австралия никогда раньше не видела столько людей со всех континентов, как  во время Всемирного Дня Молодежи, даже по случаю Олимпиады. И если сначала боялись, что массовое появление молодежи может повлечь за собой нарушения общественного порядка, парализовать движение на улицах, создать затруднения в повседневной жизни, спровоцировать насилие и наркоманию, все это оказалось необоснованным. Это был праздник радости, - радости, которая в конце концов охватила даже тех, кто был против: в итоге никто из жителей Сиднея не почувствовал себя потревоженным. Эти дни стали праздником для всех, больше того, только тогда все по-настоящему поняли, что такое праздник, - событие, в котором все, так сказать, вышли из себя навстречу другим, и именно так были с собой и с другими. Какова же, следовательно, природа того, что происходит на Всемирных Днях Молодежи? Какие силы действуют там? Анализируя популярные издания, видишь, что они склонны рассматривать эти Дни как вариант современной молодежной культуры, как своего рода рок-фестиваль, измененный на церковный манер, с Папой в качестве "звезды". С верой или без веры, такие фестивали были бы в сущности одним и тем же, и вопрос о Боге в итоге оказался бы в них лишним. Среди католиков также раздаются голоса тех, кто склонен оценивать все это как большой и красивый спектакль, но мало значимый для веры и для присутствия Евангелия в нашем времени. Что якобы это были моменты праздничного экстаза, которые, однако, в итоге все оставляют как прежде, не влияя глубоко на жизнь.

Вместе с тем, тем не менее, особенность этих дней и особых характер их радости, их творческой силы общения не находят никакого объяснения. Прежде всего важно учитывать тот факт, что Всемирные Дни Молодежи состоят не только из той единственной недели,  во время которой они публично видны миру. К ним ведет долгий внешний и внутренний путь. Крест ВДМ, в сопровождении иконы Богородицы, совершает паломничество через страны. Вера по-своему нуждается в том, чтобы видеть и осязать. Встреча с крестом, к которому прикасаются и несут, становится духовной встречей с Тем, Кто умер на кресте ради нас. Встреча со Крестом вызывает в душе молодежи  память о Боге, пожелавшим стать человеком и страдать вместе с нами. И рядом с Крестом мы видим женщину, которую Он дал нам в Матери. Торжественные Дни - это всего лишь кульминация долгого пути, по которому идут навстречу друг другу и вместе идут навстречу Христу. Не случайно долгий Крестный Путь через весь Сидней стал в Австралии кульминационным событием тех дней. В нем еще раз рассказывалось обо всем, что произошло давно и указывалось на Того, Кто собрал всех нас вместе: на Бога, любящего нас даже до смерти на Кресте. Таким образом, Папа - вовсе не "звезда", вокруг которой все вращается. Он - всего  лишь Викарий, отсылающий к Другому, стоящему среди нас. Наконец, торжественная Литургия является центром всего, поскольку в ней происходит то, что мы не можем осуществить и чего, тем не менее, всегда ожидаем: Он присутствует, Он входит к нам. Небо разорвалось, и это делает землю светлой. Именно это делает счастливой  и открытой жизнь и соединяет одних с другими в радости, которая несравнима с экстазом от рок-фестиваля. Фридрих Ницше сказал однажды: "Ловкость заключается не в том, чтобы организовать праздник, а в том, чтобы найти людей, умеющих получить от него радость". Согласно Писанию, радость - это плод Святого Духа  (ср. Гал 5, 22): этот плод в изобилии ощущался в дни Сиднейской встречи. Подобно тому, как долгий путь предшествует Всемирным Дням Молодежи, точно также из них проистекает последующий путь. Между молодыми людьми завязывается дружба, которая побуждает принять другой стиль жизни и поддерживает его изнутри. Эти Дни имеют - не в последнюю очередь - цель вызвать такую дружбу и помочь создать в этом мире места жизни в вере, которые одновременно являются местами воплощенной в жизни надежды и любви.

Радость как плод Святого Духа - таким образом, мы подошли к центральной теме Сиднея, которая касалась именно Святого Духа. В этой ретроспективе мне бы хотелось еще кратко коснуться направления, вытекающего из общего смысла этой темы. Принимая во внимание свидетельство Писания и Предания, будет легко увидеть четыре измерения темы "Святой Дух".

1. Во-первых, это утверждение, которое встречается нам в начале рассказа о сотворении: в нем говорится о том, что Дух Творец парит над водами, сотворяет мир и постоянно обновляет его. Вера в Духа Творца является основным содержанием христианского Credo. Тот факт, что материя несет в себе математическую структуру, что она духовно наполнена, является основанием, на которое опираются современные науки о природе. Только потому, что материя структурирована разумным образом, наш ум в состоянии интерпретировать ее и активно переформировывать. То, что эта разумная структура исходит от Самого Духа Творца, Который даровал ум также и нам, влечет за собой одновременно задачу и ответственность. Наша вера в сотворение является высшим основанием нашей ответственности за землю. Она - не просто наша собственность, которую можно эксплуатировать согласно нашим интересам и желаниям. Прежде всего это дар Творца, Который определил для нее внутренний порядок, давая вместе с тем нам ориентировочные сигналы, которым мы должны следовать как распорядители Его творения. То, что земля, космос отражают Духа Творца, означает также, что их рациональные структуры, - которые, по ту сторону математического порядка, в эксперименте становятся почти осязаемыми, - несут в себе также этическую направленность. Дух, сформировавший их, является больше, чем математикой, Он - воплощенное Благо, Которое посредством языка творения указывает нам путь праведной жизни.

Поскольку вера в Творца является основной частью христианского Credo, Церковь не может и не должна ограничиваться передачей своим верным только послания о спасении. Она несет ответственность за творение и должна проявлять эту ответственность также публично. И делая это, она должна защищать не только землю, воду и воздух, как дары творения, принадлежащие всем. Она должна защищать также человека от саморазрушения. Необходимо что-то вроде экологии человека, понимаемой в правильном смысле. И это вовсе не устаревшая метафизика, когда Церковь говорит о природе человека как о мужчине и женщине и требует, чтобы этот порядок творения соблюдался. Речь здесь идет фактически о вере в Творца и о внимании к языку творения, презрение к которому означало бы саморазрушение человека, и, следовательно - разрушением самого творения Бога. То, что часто выражается и подразумевается термином "гендер", в конечном счете выливается в самоосвобождение человека от творения и от Творца. Человек хочет создать себя сам и всегда распоряжаться самостоятельно всем, что его касается. Но так он живет в противоречии с истиной, он живет против Духа Творца. Тропические леса, несомненно, нуждаются в нашей защите, но не меньшей защиты заслуживает человек как создание, в которое вписано послание, не противоречащее нашей свободе, но являющееся ее условием. Великие богословы схоластики назвали брак, то есть, союз на всю жизнь между мужчиной и женщиной, таинством творения, установленным Самим Творцом, и Христос, - не изменяя послания творения, - принял затем это таинство в историю спасения, как таинство нового завета. Частью возвещения Церкви является ее свидетельство в пользу Духа Творца, присутствующего в природе в целом, и особенно в природе человека, сотворенного по образу Божию. Исходя из этого, следовало бы перечитать энциклику Humanae vitae: Папа Павел хотел защитить любовь - от сексуального потребительства, будущее -  от претензии на исключительность настоящего, а природу человека - от манипуляций.

2. Еще несколько кратких замечаний о других измерениях пневматологии. Если Дух Творец проявляет Себя прежде всего в молчаливом величии вселенной, в его разумном строении, то вера, кроме этого, говорит нам нечто неожиданное: то есть, что этот Дух говорит человеческими словами, что Он вошел в историю и, как сила, формирующая историю, Он также является Духом говорящим; более того, Он и есть Слово, идущее нам навстречу в Писаниях Ветхого и Нового Заветов. О том, что это означает для нас, великолепно выразил святой Амвросий в одном из своих писем: "Даже сейчас, когда я читаю божественные Писания, Бог прогуливается в раю" (Ep. 49, 3). Читая Писание, мы и сегодня можем как бы бродить по райскому саду и встретить гуляющего там Бога: между темой Всемирного Дня Молодежи в Австралии и темой Синода Епископов существует глубокая внутренняя связь. Эти две темы - "Святой Дух" и "Слово Божие" - идут вместе. Читая Писание, мы также узнаём о том, что Христос и Дух неразделимы между собой. Когда Павел с обескураживающей лаконичностью утверждает: "Господь есть Дух" (2 Кор 3, 17), то, в сущности, он показал не только триединство между Сыном и Духом Святым, но прежде всего их единство по отношению к истории спасения: в страстях и воскресении Христа в буквальном смысле разрываются небеса и становится видным присутствие говорящего Бога. Читая Писание вместе со Христом, мы учимся слышать в человеческих словах голос Святого Духа, и открываем Библию как  единое целое.

3. Тем самым мы уже подошли к третьему измерению пневматологии, которое, собственно, и состоит в неразделимости Христа и Святого Духа. Пожалуй, прекраснее всего оно проявляется в рассказе святого Иоанна о первом появлении Воскресшего перед учениками: Господь дунул на учеников, даровав им, таким образом, Святого Духа. Святой Дух - это дыхание Христа. И подобно тому, как дыхание Бога в утро сотворения преобразовало прах в живого человека, так и дыхание Христа принимает нас в онтологическое общение с Сыном, делает нас новым творением. Поэтому именно Святой Дух заставляет нас говорить вместе с Сыном: "Авва, Отче!" (ср. Ин 20, 22; Рим 8, 15).

4. Таким образом, в качестве четвертого измерения, спонтанно возникает связь между Духом и Церковью. Павел, в Первом Послании к корифянам 12 и в Послании к римлянам 12, показал Церковь как Тело Христово, и тем самым, - как организм Духа Святого, в котором дары Святого Духа сплавляют отдельных людей в одно единое живое существо. Святой Дух есть Дух Тела Христова. Внутри этого тела у нас есть свои задачи, мы живем одни для других и одни в зависимости от других, живя в глубине Тем, Который жил и страдал ради всех нас и Который посредством Своего Духа привлекает нас к Себе, в единое целое всех чад Божиих. "Желаешь ли и ты жить Духом Христовым? Будь тогда в Теле Христовом", - говорит по этому поводу Августин (Tr. in Jo. 26, 13).

Таким образом, через тему "Святой Дух", которая направляла дни в Австралии и, более скрыто, недели Синода, становится видимой вся широта христианской веры, - широта, которая от ответственности за творение и за жизнь человека в согласии с творением, ведет через Писание и историю спасения ко Христу, и от Него к живой общине Церкви, в ее распоряжениях и ответственности, равно как в ее просторе и свободе, что выражается как в многообразии харизм, так и в присущем Пятидесятнице образе множества языков и культур.

Неотъемлемой частью праздника является радость. Праздник можно организовать, радость же - нет. Ее можно только подарить; и действительно, она была подарена нам в изобилии: будем за это благодарны. Подобно тому, как Павел называет радость плодом Святого Духа, также и Иоанн в своем Евангелии указал на тесную связь между Духом и радостью. Святой Дух дарит нам радость. И Он Сам есть радость. Радость является даром, в котором содержатся все другие дары. Она есть выражение счастья, состояния гармонии с самим собой, того, что может возникать только из состояния гармонии с Богом и с Его творением. Радости свойственно излучаться, непременно передаваться другим. Миссионерский дух Церкви - это не что иное, как импульс сообщать дарованную нам радость. Пусть она всегда живет в нас и излучается на мир в его страданиях: таково мое пожелание в конце этого года. Вместе с горячей благодарностью за все ваши старания и труды я желаю всем вам, чтобы эта исходящая от Бога радость была дарована нам в изобилии также и в новом году.

Вверяю эти пожелания заступничеству Девы Марии, Mater divinae gratiae, прося Её, чтобы мы могли пережить рождественские праздники в Господнем мире и  радости. С этими чувствами от всего сердца преподаю всем вам и большой семье Римской Курии Апостольское Благословение.

Перевод: София Халходжаева, Agnuz
                                 © Copyright 2006 - Libreria Editrice Vaticana
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Знакомства с женщинами Хотьково
generic cialis 20mg