Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Как на Папины именины мы послушали концерт Печать E-mail
19.03.2010 г.
 
Ума священные палаты
 
Среди подарков: час покоя и простор для мысли
 
19 марта в Ватикане выходной. День Св. Иосифа - именины последнего абсолютного монарха Европы   Папы Бенедикта XVI являются государственным праздником, но он отмечает свои даты в узком кругу. И только в 18.00 в Клементинском зале Апостольского дворца убавили освещение,  Папа слушал Гайдна в подарок, своего тезку, тоже Йозефа (хоть и Франца), великого венца. Как меломан и богослов, Бенедикт XVI назвал «счастливым» выбор квартета на специфическую тему «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте». В Ватикан квартет поступил в недавней обработке: испанский композитор Хосе Перис Лакаса прикрепил к четверке струнных женский голос. Сам Лакаса уверяет, что никак не спровоцировал исполнения в августейших покоях, однако квартет «+1» уже звучал ранее для испанского королевского дома. Возможно, оттуда поступила идея, известно лишь, что Папа сам сказал: «Я хочу слышать это произведение», спровоцировав тем приятные международные хлопоты.  

Жаль Гайдна, что не слышал комментарий Папы после концерта, впрочем, кто знает, подобные слова останавливают вечность, их носят ангелы. Отметив строгую красоту произведения, достойную торжества святого Иосифа, Папа усмотрел глубокую связь со смыслом и контекстом «Семи слов». Творческий гений, - в интерпретации Понтифика - превозмогая «тяжесть» материала, добивается уникального и вместе с тем адекватного выражения, заставляя материал говорить. Тот же универсальный творческий закон проявляется в том, как Бог сообщает нам свою любовь, воплощаясь в человеческом теле. Творец Всего реализует этим свой шедевр. И в предельной «тяжести» креста Бог провозглашает в Христе наиболее полное и окончательное слово истины и любви. «Это Он – последнее слово Бога, не в хронологическом, но в качественном смысле.» Так Папа заново создал содержание гайдновского квартета, а заодно соединил искусство и религию таким узлом, который непросто повторить даже в уме, на таких узелках висят яблоки с Древа познания.

«Дорогие друзья, наверное я далеко зашел в своих размышлениях, - смущенно заметил Папа – Но это вина, а может быть скорее заслуга, Франца Йозефа Гайдна. Возблагодарим Господа за этих гениев…»

 «Семь слов» для Папы исполнили струнный «Хеншель Квартет» из Мюнхена и солистка меццо-сопрано Сюзанна (Зузанне) Келлинг. Соответственно нации участников (считая композитора), Бенедикт XVI выразил благодарность на немецком и испанском языках. Вместе с Папой на концерте присутствовали кардиналы и епископы Римской курии, секретарь Совета министров Италии Джанни Летта с супругой, а также старший брат Понтифика монс. Георг Ратцингер. Другой Георг, секретарь Понтифика, сменил вызывающий пластырь на левой скуле на более круглый телесного цвета. О причинах повышенного травматизма в аппарате Ватикана в настоящее время умалчивается.

Ричард Павлов, Ратцингер-Информ 
 
Трейлер

 
Справка:

Й. Гайдн. «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте»

Семь сонат с интродукцией и заключением.

Hob. XX 1B (III Nos. 50-56)

1. L'Introduzione. Maestoso ed Adagio

2. Sonata I. Largo   "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят".

3. Sonata II. Grave e Cantabile   "…Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю".

4. Sonata III. Grave   "Жено! Се, сын твой… Се, Матерь твоя!".

5. Sonata IV. Largo   "… Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?".

6. Sonata V. Adagio   "Жажду".

7. Sonata VI. Lento   "Свершилось!".

8. Sonata VII. Largo   "Отче! В руки Твои предаю дух Мой".

9. II Terremonto. Presto con tutta la forza

   Создание сочинения, известного под названием "Семь Последних Слов нашего Спасителя на Кресте", связано с заказом из Испании. Историю его описывает сам композитор в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения:

"Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию... В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее - и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем".

    Гайдн создал цикл для оркестра из семи медленных частей (композитор именует их "сонатами") с интродукцией и эпилогом "II Terremoto" ("Землетрясение"), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на Страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность, и Гайдн, в целях дальнейшей популяризации цикла, сделал его переложение для струнного квартета, также изданное в 1787 году, тогда же вышло и переложение для фортепиано, просмотренное Гайдном.

   В 1792 году Йозеф Фриберт, капельмейстер князя-епископа Пассау, написал к музыке текст, превратив ее в ораторию. В 1794 году, возвращаясь из второй поездки в Англию, Гайдн, заехав в Пассау, услышал эту версию и остался ею недоволен. "Вокальные партии я, пожалуй, сделал бы лучше", - заметил он. Вернувшись домой, композитор отредактировал текст Фриберта и самостоятельно сделал ораториальный вариант. Эта версия была впервые напечатана в 1801 году.

   До наших дней наиболее часто исполняемым является квартетный вариант. В старом полном собрании квартетов Гайдна "Семь Слов" обозначены как опус 51 (этот и другие номера опусов Гайдна присвоены издателями) и фигурируют как квартеты № 50-56 (интродукция и эпилог не имеют самостоятельного номера). Конечно, такая нумерация не является точной. "Семь Слов" -  не сборник пьес, а единый цикл из девяти частей, которые невозможно исполнить отдельно, не нарушив цельности замысла. Разумеется, квартетная версия уступает по силе воздействия и оркестровой, и, особенно, вокально-симфонической, но и она в достаточной степени отражает несравненную красоту и величие одного из самых прекрасных, проникновенных и трагических сочинений Гайдна. Здесь, как и в мессах и в других церковных произведениях, композитор близок великим художникам Возрождения: основные черты его трактовки духовной тематики - человечность, искренность, возвышенная простота.
 
источник: Благовест-Инфо
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Знакомства с женщинами Краснодарский край
generic cialis 20mg