Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Печать E-mail
18.04.2005 г.
Бенедикт XVI
Его Высокопреосвященство кардинал Ратцингер на открытии конклава.
А челка-то - Папина!

В час великой ответственности
Речь кардинала Ратцингера на открытии конклава

В этот час великой ответственности послушаем с особым вниманием о чем говорит нам Господь Своими словами. Из трех чтений мне бы хотелось выбрать лишь небольшие отрывки, непосредственно касающиеся нас в такой момент, как этот.

Первое чтение представляет собой пророческий портрет Мессии,– портрет, полное значение которого раскрывается в тот момент, когда Иисус читает этот текст в синагоге Назарета,когда Он говорит: «Ныне исполнилось писание сие» (Лк 4, 21). В центре этого пророческого текста мы находим слово, которое – по крайней мере, на первый взгляд, – кажется противоречивым. Мессия, говоря о себе, говорит, что послан «проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения за Бога нашего» (Ис 61, 2). Мы с радостью слушаем возвещение лета милосердия: божественное милосердие кладет предел злу – сказал нам Святейший Отец. Иисус Христос есть воплощенное божественное милосердие: встретить Христа – значит встретить милосердие Божие. Поручение Христа стало нашим поручением через священническое помазание; мы призваны проповедовать – не только словами, но и жизнью и действенными знаками таинств, – «лето Господне благоприятное». Но что хочет сказать Исаия, когда возвещает «день мщения за Бога нашего»? В Назарете Иисус, в своем чтении пророческого текста не произнес этих слов – он завершил чтение словами о возвещении лета Господня благоприятного. Вероятно, в этом причина скандала, разразившегося после его проповеди. Мы не знаем этого. Во всяком случае, Господь, Своею крестной смертью, дал исчерпывающий комментарий на эти слова. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо…», говорит святой Петр (1 Пт 2, 24). А святой Павел пишет Галатам: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на дереве), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал 3, 13-14).

Милосердие Христа это не некая милость, раздаваемая направо и налево, оно не предполагает банализации зла. Христос несет в Своем теле и душе всю тяжесть зла, всю его разрушительную силу. Он сжигает и изменяет зло в страдании, в пламени Своей страдающей любви.

День отмщения и лето благоприятное сходятся в пасхальной тайне, во Христе умершем и воскресшем. Это и есть отмщение Божие: Он сам, в лице Иисуса, страдает за нас.

Чем больше мы тронуты милосердием Господа, тем больше мы сопереживаем Его страданию – становимся способными восполнить в нашей плоти «недостаток скорбей Христовых» (Кол 1, 24).

Перейдем ко второму чтению, к Посланию к Ефесянам. Здесь речь в основном идет о трех вещах: во-первых, о служениях и харизмах в Церкви, как о дарах Господа воскресшего и восшедшего на небеса; затем о созревании веры и о знакомстве с Сыном Божиим, как условие и содержание единства в теле Христовом; и, наконец, об общем участии в возрастании тела Христова, то есть о трансформации мира в общение с Богом.

Остановимся только на двух пунктах. Первый – это движение к «зрелости Христа»; так гласит, немного упрощая, итальянский текст. Более точно, согласно греческому тексту, нам следовало бы говорить о «мере полноты Христа», которую мы призваны достичь, чтобы действительно быть взрослыми в вере. Мы не должны оставаться младенцами в вере, в состоянии несовершеннолетия. А что значит быть младенцами в вере? Отвечает святой Павел: это значит быть «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…» (Еф 4, 14). Очень актуальное описание!

Сколько ветров учения мы узнали за эти последние десятилетия, сколько идеологических течений, сколько «модных» направлений мысли... Маленькую лодку мысли многих христиан нередко носило по этим волнам, бросая из одной крайности в другую: от марксизма к либерализму, вплоть до либертинизма; от коллективизма к радикальному индивидуализму; от атеизма к некоему подобию религиозного мистицизма; от агностицизма к синкретизму и так далее. Каждый день рождаются новые секты и осуществляется то, что говорит святой Павел о лукавстве человеков, о хитром искусстве обольщения, увлекающем в ловушку (ср. Еф 4, 14). На ясную веру, соответствующую Символу Веры Церкви, зачастую навешивают ярлык фундаментализма, в то время как релятивизм, то есть увлечение «всяким ветром учения» считается единственно правильным поведением в нынешние времена. Утверждается диктатура релятивизма, который не признает ничего в качестве окончательного и делает высшим мерилом лишь собственное «я» и его желания.

У нас же, напротив, другая мера: Сын Божий, истинный человек. Именно Он является мерой истинного гуманизма. «Взрослая» вера не следует прихотям моды и не гоняется за последними новинками; взрослая и зрелая вера – это вера, глубоко укорененная в дружбе с Иисусом Христом. Эта дружба открывает нас ко всему благому и дарует нам критерий для распознавания правды и лжи, обмана и истины. Мы должны взращивать эту взрослую веру, к этой вере мы должны вести паству Христову. И эта вера – только вера – созидает единство и осуществляется в любви. Святой Павел наставляет нас по этому поводу, – по контрасту с бесконечными перипетиями тех, кто подобны младенцам, швыряемым волнами; прекрасными словами он выражает основную формулу христианского существования: творить добро в любви. Во Христе слились воедино истина и любовь. По мере того, как мы приближаемся ко Христу, также и в нашей жизни любовь и истина становятся единым целым. Любовь без истины была бы слепа; истина без любви была бы как «кимвал звучащий» (1 Кор 13, 1).

Перейдем теперь к Евангелию, из богатства которого я хотел бы извлечь два маленьких наблюдения. Господь обращается к нам с этими удивительными словами: «Я уже не называю вас рабами… но я назвал вас друзьями» (Ин 15, 15). Мы часто чувствуем себя – и это правда – всего лишь рабами, ничего не стоящими (ср. Лк 17, 10). И, несмотря на это, Господь называет нас друзьями, Он делает нас Своими друзьями, Он дарует нам Свою дружбу. Господь определяет дружбу двояким образом. Между друзьями нет секретов: Христос говорит нам то, что слышал от Отца; Он одаривает нас Своим доверием, а вместе с доверием также и признанием.

Он открывает нам Свой лик, Свое сердце. Он являет нам Свою нежность, Свою страстную любовь, простирающуюся до безумия креста. Он вверяет Себя нам, Он дает нам силу говорить с Его «Я»o: «это есть Тело Мое...», «отпускаю тебе грехи…». Он вверяет Свое тело, Церковь, нам. Вверяет нашим слабым умам, слабым рукам Свою истину – тайну Бога Отца, Сына и Святого Духа; тайну Бога, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16). Он сделал нас Своими друзьями – а как мы отвечаем на это?

Второй элемент, с помощью которого Иисус определяет дружбу – это общность желаний. «Idem velle – idem nolle» – таково определение дружбы, присутсвовавшее также и среди римлян. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин 15, 14). Дружба со Христом совпадает с тем, что выражается в третьей просьбе молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя и на земле как на небе». В час борения в Гефсиманском саду Иисус преобразовал нашу мятежную человеческую волю в волю, соответствующую и единую с волей Божией. Он пережил всю драму нашей независимости, и именно передав нашу волю в руки Божии, даровал нам истинную свободу: «Не как Я хочу, но как Ты» (Mt 21, 39). В этом объединении желаний осуществляется наше искупление: быть друзьями Иисуса, стать друзьями Бога. Чем больше мы любим Иисуса, чем больше узнаем Его, тем больше возрастает наша истинная свобода, растет радость быть искупленными. Спасибо, Иисус, за Твою дружбу!

Еще один элемент Евангелия, на который я хотел бы указать, это речь Иисуса о принесении духовного плода: «Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15, 16).

Здесь выражен динамизм существования христианина, апостола: Я поставил вас, чтобы вы шли… нас должно вести своего рода святое беспокойство, забота донести до всех дар веры, дружбы со Христом. Воистину, любовь и дружба Бога была нам дана для того, чтобы мы поделились этим даром с другими. Мы получили веру, чтобы дарить ее другим, мы священники, чтобы служить другим. И мы должны принести плод, который пребудет. Каждый человек желает оставить след, который пребудет. Но что пребудет? Деньги? Нет. Здания также не пребудут, и даже книги. Рано или поздно, все это исчезнет. Единственное, что пребудет вовеки – это душа человека, сотворенная Богом для вечности. Поэтому плод, который пребудет, зависит от того, что мы сеем в человеческих душах – любовь, дружбу, жест, способный затронуть сердце, слово, открывающее душу к радости Господа. Итак, пойдемте и помолимся Господу, чтобы Он помог принести нам плод, который пребудет. Только так земля превратится из долины слез в сад Божиий.

Вернемся, наконец, еще раз к Посланию к Ефесянам. В Послании говорится, - словами Псалма 68, - что Христос, будучи вознесен на небо, «дал дары человекам» (Еф 4, 8). Победитель раздает дары. И этими дарами являются апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители. Наше служение – это дар Христа людям, чтобы созидать Его тело – новый мир.

Так будем же исполнять наше служение так, как дар Христа людям! Но сейчас прежде всего помолимся с усердием Господу, чтобы после великого дара Папы Иоанна Павла II, Он даровал нам нового пастыря по сердцу Своему, пастыря, который поведет нас к познанию Христа, Его любви, к подлинной радости. Аминь.

Перевод: София ХАЛХОДЖАЕВА агентство Agnuz

 

Ис 61, 1 - 3a. 6a. 8b – 9
Еф 4, 11 – 16
Ин 15, 9 - 17


Кардинал Ратцингер перед конклавом

 
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Познакомиться с парнем в мензелинске
generic cialis 20mg