Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Март, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Печать E-mail
29.06.2012 г.

Вручение паллиев 29 июня
 
Две скалы Петра и драма папства 
Non praevalebunt - Ад не пройдет!
 
29 июня в 9 утра, в торжество свв. Петра и Павла, Святейший Отец Бенедикт XVI совершил мессу в Ватиканской Базилике, в ходе которой возложил паллии на новых архиепископов-митрополитов и произнес проповедь.

Господа кардиналы,
досточтимые братья во епископстве и священстве,
дорогие братья и сестры!

Мы собрались у алтаря, чтобы отпраздновать торжество свв. апостолов Петра и Павла, главных покровителей Церкви Рима. Здесь присутствуют и только что получили палии архиепископы-митрополиты, назначенные в течение последнего года, им я адресую особое сердечное приветствие. Также здесь находится, направленная Его Святейшеством Варфоломеем I, высокая делегация Вселенского Константинопольского Патриархата, которую я принимаю с братской и сердечной признательностью. В экуменическом духе я с радостью приветствую и благодарю хор Вестминстерского Аббатства, одухотворяющий литургию вместе с Сикстинской Капеллой. Приветствую также господ послов и гражданские власти, спасибо всем за ваше присутствие и молитву.

Перед Базиликой Св. Петра, как все прекрасно знают, установлены две внушительные статуи апостолов Петра и Павла, легко узнаваемых по их прерогативам*: ключи в руке Петра и меч под рукой Павла. И на главном портале Базилики Св. Павла Вне Стен рядом изображены сцены жизни и мученичества этих двух столпов Церкви. Испокон веков для христианской традиции свв. Петр и Павел были нераздельны: в действительности, вместе они представляют собой все Евангелие Христа. Кроме того, в Риме их связь как братьев по вере приобрела особое значение.

По сути, христианская община этого Города рассматривала их как своего рода антитезу мифическим Ромулу и Рему, братьям-близнецам, к которым восходит основание Рима. Также на ум всегда приходит другая противоречивая аналогия, когда речь заходит о братьях: первая библейская пара братьев, в которой проявились последствия греха, вследствие чего Каин убил Авеля. Петр и Павел были довольно разными людьми, и хотя отношения между ними были не лишены конфликтов, они реализовали новый способ быть братьями, пережитый в соответствии с Евангелием, подлинный, который становится возможен по благодати Евангелия Христа, действующей в них. Только следование за Иисусом ведет к новому братству: вот первое фундаментальное послание, которое сегодняшнее торжество адресует каждому из нас, и вся важность которого отражается в поисках полного единства, так страстно желаемого Вселенским Патриархом и Епископом Рима, как собственно и всеми христианами.   

В только что прослушанном нами отрывке из Евангелия от Матфея, Петр дает свое исповедание веры в Иисуса, признавая его как Мессию и Сына Божия; он делает это также от имени других Апостолов. В ответ, Господь открывает, какую миссию он  намерен поручить ему: быть «камнем», «скалой», видимым фундаментом на котором основано все духовное здание  Церкви (ср. Mt 16,16-19). Но каким образом Петр является скалой? Как он должен распорядиться этой прерогативой, которую получил, разумеется, не для себя лично. Рассказ евангелиста Матфея говорит нам, прежде всего, что признание личности Иисуса, провозглашенное Симоном от имени Двенадцати, происходит не от «плоти и крови», то есть его человеческих способностей, но в силу особого откровения Бога Отца.

И напротив, сразу после этого, когда Иисус возвещает свои страсти, смерть и воскресение, Симон Петр действительно реагирует «плотью и кровью»: он «начал прекословить Господу:… да не будет этого с Тобою [никогда]» (16,22). И Иисус в свою очередь парирует: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн…» (букв. скандал, прим. пер.)  (v. 23). Ученик, что может по дару Божьему стать твердой скалой,  демонстрирует, кем он оказывается в своей человеческой слабости: камнем на дороге, камнем, о который можно споткнуться – по-гречески skandalon (препятствие, камень преткновения -  прим.пер). Здесь с очевидностью проявляется противоречие, существующее между даром, исходящим от Господа и человеческими способностями; и в этой сцене между Иисусом и Симоном Петром мы видим в некотором роде предвосхищение исторической драмы самого папства, для которого характерны два эти элемента: с одной стороны, благодать света и силы, идущие свыше - папство представляет собой фундамент Церкви, странствующей во времени; с другой, на протяжении веков  обнаруживается слабость людей, которую только открытость действию Бога может преобразить.  

И в сегодняшнем Евангелии выделяется недвусмысленное обещание Иисуса: «врата ада», то есть силы зла, не смогут одержать верх, «non praevalebunt». (в Синод. переводе – «не одолеют», прим. пер.) В этой связи вспоминается рассказ о призвании пророка Иеремии, которому Господь, вверяя миссию, говорит: «И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя - non praevalebunt - ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя» (Ger 1,18-19). По сути дела, Иисусом обещано Петру больше, чем  подразумевают обещания древним пророкам: им угрожали и были их врагами только люди, тогда как Петр должен быть защищен от «врат ада», от разрушительной силы зла. Иеремия получает обещание насчет себя лично и своей пророческой миссии; Петр обнадеживается относительно будущего Церкви, новой общины, основанной Иисусом Христом и простирающейся на все времена, за пределы существования лично самого Петра.

Перейдем теперь к символу ключей, о котором слышали в [чтеннии] Евангелия. Он отсылает нас к предсказанию Исаии о служителе  Елиакиме, о котором сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» (Is 22,22). Ключ представляет собой власть над домом Давидовым. И в Евангелии имеется другое слово Иисуса, обращенное к книжникам и фарисеям, которых Господь упрекает в том, что закрывают Царствие Небесное людям (ср. Mt 23,13). Эти слова тоже помогают нам понять обещание, данное Петру: ему, как верному управляющему послания Христова, надлежит открывать двери Царствия Небесного и судить: принять или отвергнуть (ср. Ap 3,7). Образ ключей и полномочие связывать и разрешать выражают сходные значения и взаимно усиливаются. Выражение «связывать и разрешать» входит в раввинический язык и подразумевает с одной стороны  доктринальные решения, с другой дисциплинарную власть, то есть на право налагать и снимать отлучение от Церкви. Параллелизм «на земле… на небесах» гарантирует, что решения Петра при исполнении им этой церковной функции имеют ценность также и для Бога.   

В 18 главе Евангелия от Матфея, посвященной жизни церковной общины, мы находим другое высказывание Иисуса обращенное к ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Mt 18,18). И св. Иоанн, в рассказе о явлении Христа Воскресшего среди Апостолов на пасхальной вечере, передает это слово Господа: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Gv 20,22-23). В свете этих параллелей становится очевидным, что власть разрешать и связывать заключается в праве отпускать грехи. И эта благодать, лишающая зло и хаос энергии и силы, находится в сердце тайны и служения Церкви (в оригинале: mistero e ministero, прим. пер.). Церковь не  является общиной совершенных, но грешников, которые должны признать, что они нуждаются в любви Бога, нуждаются в том, чтобы очиститься через Крест Иисуса Христа. Из сказанного Иисусом о власти Петра и Апостолов становится очевидным, что могущество Бога есть любовь - любовь, испускающая свой свет с Голгофы. Таким образом, мы можем понять и то, почему в евангельском рассказе сразу вслед за исповеданием веры Петром следует первое возвещение страстей: действительно, Иисус своей смертью победил силы ада, своей кровью пролил на мир реку безграничного милосердия, чьи целительные воды орошают все человечество.

Дорогие братья, как я упоминал в начале, иконографическая традиция изображает св. Павла с мечом, который, как мы знаем, представляет собой орудие его убийства. Однако, читая послания Апостола народов, мы обнаруживаем, что образ меча относится ко всей его евангелизаторской миссии. Он, к примеру, чувствуя приближение смерти, пишет Тимофею: «Подвигом добрым я подвизался»* (2 Tm 4,7). Разумеется, не подвигом полководца, но битвой провозвестника Слова Божия, верного Христу и его Церкви, которой он отдал всего себя. И именно поэтому Господь даровал ему венец славы и поставил его, вместе с Петром, столпом в духовном здании Церкви.  

Дорогие митрополиты, паллий, который я пожаловал вам, всегда будет напоминать, что вы поставлены в великой тайне общности и ради этой тайны, которая есть Церковь, духовное здание построенное на Христе-краеугольном-камне и, в своем земном и историческом измерении, на скале Петра. Воодушевляйтесь этой уверенностью, да почувствуем мы себя все вместе соработниками истины, которая, как мы знаем, едина и «симфонична»*, и требует от каждого из нас и от наших общин постоянного усердия в обращении к единому Господу в благодати единого Духа. Пусть на пути веры и милосердия нас всегда ведет и сопутствует нам Святая Матерь Божья.  Царица Апостолов, молись за нас! Аминь.

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ
 
Примечания:
•    Прерогатива – исключительное право
•    Синод. перевод - Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Реальный чат знакомства
generic cialis 20mg