Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Март, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Печать E-mail
15.09.2012 г.

На пути в президентский дворец, 15 сентября
 
Богатство страны - это люди
Ориентир в планетарном масштабе

Речь, произнесенная Бенедиктом XVI в Зале «25 мая» президентского дворца в Баабде 15 сентября 2012 года, на второй день визита в Ливан. Выступая перед дипломатами, политическими и религиозными лидерами и культурной элитой страны Римский Папа сформулировал всеобъемлющую концепцию мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Г-н президент Республики,
дамы и господа представители парламентских, правительственных, институционных и политических властей Ливана,
дамы и господа главы дипломатических миссий,
Ваши Преосвященства, религиозные лидеры,
дорогие братья во епископстве [и Господе],
дамы, господа, дорогие друзья!

سَلامي أُعطيكُم *  [Мир Мой даю вам] (Ин. 14, 27)! Этими словами Иисуса Христа я хочу приветствовать и поблагодарить вас за прием и за ваше присутствие. Благодарю вас, г-н президент, не только за ваши сердечные слова, но и за то, что позволили устроить  эту встречу.  Вместе с вами я только что посадил ливанский кедр, символ вашей прекрасной страны. Глядя на это деревце и зная, сколько усилий потребуется, прежде, чем оно раскинет свои величественные ветви, я подумал о вашей стране и о ее судьбе, о ливанцах и их надеждах, о всех людях этой земли, которая, кажется, испытывает нескончаемые родовые муки. И тогда я просил Бога благословить вас, благословить Ливан и всех обитателей этого региона, видевшего рождение великих религий и благородных культур. Почему Бог выбрал эту землю? Почему ее не оставляют потрясения? Мне кажется, Бог избрал ее, чтобы она была образцом и свидетельствовала перед всем миром, что для человека возможно, во что бы то ни стало, жить своим стремлением к миру и примирению!  Это стремление извечно вписано в замысел Божий, запечатленный в человеческом сердце. И я хочу говорить с вами о мире, как сказал Иисус: سَلامي أُعطيكُم [Мир Мой даю вам].   
  
Богатство страны – это, прежде всего, люди, живущие в ее лоне. От каждого из них и от всех вместе зависит ее будущее и ее способность взять на себя обязательство мира. Такое обязательство невозможно иначе как в едином обществе. Между тем, единство не означает однообразие. Сплоченность общества обеспечивается неизменным уважением к достоинству каждого человека и ответственным участием каждого, стремящегося приложить свои лучшие качества и способности. Чтобы сохранить необходимый динамизм в строительстве и укреплении мира, требуется неустанно возвращаться к основам человеческого существования. Достоинство человека неотделимо от священного характера жизни, дарованной Творцом. По замыслу Божию, всякая личность уникальна и незаменима. Она приходит в мир в семье, которая становится первым местом ее гуманизации и, во многом, первой воспитательницей мира. Следовательно, чтобы строить мир, мы должны обратить свое внимание на семью, облегчить ее задачу, поддерживая ее и, таким образом, поощряя всюду культуру жизни.  

Эффективность приверженности делу мира зависит от понимания, что мир предназначен для жизни человека. Если мы желаем мира - давайте защищать жизнь! Эта логика дискредитирует не только войну и террористические акты, но и любое причинение вреда жизни человеческого существа, творения, желанного Богом. Игнорируя или отрицая подлинную природу человека, невозможно уважать ту грамматику, которой является естественный закон, записанный в человеческом сердце (ср. Послание на международный день мира 2007, 3). Величие и смысл бытия всех людей обретается в Боге. Таким образом, безоговорочное признание достоинства каждого человека, каждого из нас, состоит в признании священного характера жизни, включающем ответственность всех перед Богом. Значит мы должны объединить наши силы для развития здоровой антропологии, которая охватывает единство личности. Без этого невозможно строить подлинный мир. 

Хотя, в странах, познавших вооруженные конфликты, это сильнее проявляется, однако война, со всей ее тщетой и ужасами, посягающая на целостность и жизнь людей, идет и в других странах. Безработица, нищета, коррупция, всевозможные зависимости, эксплуатация, всякого рода нелегальная торговля и терроризм заключают в себе, наряду с недопустимым страданием тех, кто становятся их жертвами, ослабление потенциала людского рода. Экономическая и финансовая логика постоянно хочет навязать свое иго и заставить поверить, что «иметь» важнее, чем «быть»! Но потеря каждой человеческой жизни является потерей для всего человечества. Оно – одна большая семья, за которую мы все ответственны. Определенные идеологии, ставя под сомнение прямо или косвенно и даже законным путем неотчуждаемую ценность каждой личности и естественный фундамент семьи, подрывают основы общества.   
  
Нам следует осознавать эти попытки разрушить здание и гармонию совместной жизни. Только солидарность способна служить противоядием всему этому. Солидарность в том, чтобы отвергать препятствующее бережному отношению к каждому человеческому существу; солидарность в поддержке политических движений и инициатив, направленных на объединение народов честным и справедливым образом. Отрадно видеть проявления сотрудничества и подлинного диалога, формирующие новые пути для жизни вместе. Лучшее качество жизни и целостное развитие невозможно без совместного использования богатств и знаний в уважении к достоинству каждого. Но такой стиль жизни – благожелательный, бесконфликтный и динамичный, не может существовать без доверия к другому человеку, кем бы он ни был. Сегодня различия культурные, социальные, религиозные должны породить новый тип братства, объединенного общим чувством величия каждой личности и того, каким даром она является сама по себе, для других людей и для человечества. Здесь – дорога, ведущая к миру! Вот – порученная нам задача! В этом – ориентир, который должен определять любое политическое и экономическое решение, на всех уровнях и в планетарном масштабе!

Чтобы открыть грядущим поколениям дверь в мирное будущее, первой задачей является обучение миру для построения культуры мира. Воспитание в семье и школе должно быть, прежде всего, обучением духовным ценностям, заключающимся в передаче знаний и традиций данной культуры, с тем смыслом и силой, что в них содержится. Человеческий дух обладает врожденным чувством прекрасного, доброго и истинного. Это печать божественного, знак Бога в нем! Из этого универсального стремления вытекает твердая и справедливая концепция, ставящая во главу угла личность. Но только обладая свободой человек может обратиться к добру,  поскольку «достоинство человека требует, чтобы он действовал по сознательному и свободному выбору, то есть лично, движимый и побуждаемый изнутри, а не по слепому внутреннему побуждению или чисто внешнему принуждению» (Gaudium et spes*, 17)

Задача воспитания - содействовать созреванию способности делать свободный и справедливый выбор, который может идти вразрез с распространенным мнением,  с модой, политическими и религиозными идеологиями. Такова цена создания культуры мира! Необходимо с очевидностью исключить насилие, и вербальное, и физическое. Оно всегда является оскорблением человеческого достоинства, как виновника, так и жертвы. С другой стороны, осознание ценности мирных инициатив и их вклада в общее благо, пробуждает заинтересованность в установлении мира. Как свидетельствует история, подобные жесты мира играют значительную роль в общественной жизни, национальной и интернациональной. Таким образом, обучение миру сформирует людей великодушных и честных, внимательных ко всем, особенно к тем, кто слабее. Размышления о мире, слова и жесты мира создают атмосферу уважения, порядочности и сердечности, в которой можно по-настоящему признать ошибки и [нанесенные] обиды, чтобы вместе идти к примирению. Пусть  государственные мужи и религиозные деятели подумают об этом!

Мы должны хорошо понимать, что зло не безымянная сила, действующая в мире безлично или детерминировано (по предопределению, прим. пер.). Зло, дьявол, приходит через людскую свободу, посредством использования нашей свободы.  Оно ищет союзника, человека. Зло нуждается в нем, чтобы распространяться. Таким образом он, согрешая против первой заповеди – любить Бога, нарушает вторую – любить ближнего. И тогда  любовь к ближнему сменяется ложью и завистью, ненавистью и смертью. И все же это возможно  - не быть побежденными злом  и побеждать зло добром  (ср. Rm 12, 21). Именно к такому обращению сердца мы призваны. 

Иначе столь желанное «освобождение» человека обманчиво, поскольку разворачивается в пространстве, сведенном к скудости человеческого духа, к его жестокости, нетерпимости, пристрастности, его жажде мести и инстинктам смерти. Глубокие преобразования ума и сердца необходимы, чтобы вернуть себе определенную прозорливость и беспристрастность, исконное чувство справедливости и общего блага. Взгляд новый и более свободный даст нам способность проанализировать и поставить под сомнение человеческие системы, ведущие в тупик, чтобы учитывая прошлое, двигаться вперед не повторяя вызванных им опустошительных последствий. Это требование обращения воодушевляет,  поскольку открывает новые возможности, взывая к несметным ресурсам, скрытым в сердце множества людей, желающих жить в мире и готовых трудиться ради него. Сейчас оно особенно настоятельно: поскольку предстоит сказать «нет» мести, признать свои ошибки, принять извинения не ища их, и, наконец, - простить. Ведь только прощение, данное и принятое закладывает прочный фундамент примирения и мира для всех (ср. Rm 12,16b.18).

Только тогда может сложиться полное взаимопонимание между культурами и религиями, почтительное отношение друг к другу без чувства превосходства и в уважении прав каждого. В Ливане христианство и ислам от века живут в одном пространстве. Нередко можно увидеть обе религии в одной семье. Если в одной семье такое возможно, почему этого не должно быть на уровне общества в целом? Специфика Ближнего Востока состоит в вековом смешении различных компонентов. Конечно, и столкновения, увы, имеют место! Плюралистическое общество существует только как результат взаимного уважения, желания понять другого и постоянного диалога. Этот диалог между людьми возможен исключительно при осознании, что есть ценности, разделяемые всеми великими культурами, поскольку их корни лежат в самой природе человеческой личности. Эти ценности, подобно субстрату*, выражают аутентичные черты и характеристики рода человеческого. Они принадлежат к фундаментальным правам  каждого человеческого существа. И для их утверждения различные религии вносят свой решающий вклад. Давайте не будем забывать, что религиозная свобода является основным правом, от которого зависят многие другие.  

Жить, открыто исповедуя собственную религию, не ставя при этом под угрозу свою жизнь и свободу, должно стать возможным для каждого. Потеря или ограничение этой свободы лишает личность священного права на жизнь, как часть духовного замысла. Так называемая толерантность не устраняет дискриминации, зачастую напротив, усиливает ее. И без открытости трансцендентному, которое позволяет находить ответы на вопросы сердца о смысле жизни и о том, как жить нравственно, человек теряет способность поступать по справдливости и отстаивать мир. Религиозная свобода имеет социальное и политическое измерение, неизбежное для установления мира! Она поощряет сосуществование и гармоничную жизнь через общее усердие в служении благородным целям и в поиске истины, продиктванном не  насильственно, но «силой самой истины»  (Dignitatis humanae, 1), той Истины, что содержится в Боге. Поскольку воплощенная вера неминуемо ведет к любви. Подлинная вера не может вести к смерти. Строитель мира смирен и справедлив. А значит верующим принадлежит сегодня главная роль – свидетельствовать о мире, исходящем от Бога, который является даром для всех - в жизни личной, семейной, общественной, политической и экономической  (ср. Mt 5,9; Eb 12,14). Бездеятельность порядочных людей не должна позволить злу торжествовать. Это хуже, чем ничего не делать.

Эти краткие размышления о мире, обществе, достоинстве личности, о ценностях семьи и жизни, о диалоге и солидарности не могут оставаться лишь заявленными идеалами. Они могут и должны воплощаться в жизнь. Мы находимся в Ливане и здесь они должны реализоваться. Сегодня Ливан более, чем когда бы то ни было, призван быть образцом. Политики, дипломаты, священнослужители, люди мира и культуры, я призываю вас мужественно свидетельствовать в своем окружении, кстати и некстати, что Бог желает мира, Бог вверяет нам мир. سَلامي أُعطيكُم [Мир Мой даю вам], сказал Христос! Да благословит вас Господь! Спасибо!

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ

Примечания:
* سَلامي أُعطيكُم – salạmy ạủʿṭykum – «Мир Мой даю вам»
* Gaudium et spes – пастырская конституция о Церкви в современном мире. Документы Второго Ватиканского Собора.
* субстрат - основа существования, выступающая в качестве всеобщей сущности, неизменных первоначал и принципов, единство всего многообразия существующего (Философская энциклопедия).

 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Взломать страницу на сайте знакомств
generic cialis 20mg