Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Март, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Печать E-mail
05.09.2012 г.

На аудиенции 5 сентября
 
Одинокая молитва не бесплодна
В структуре и символах Апокалипсиса №1

5 сентября Бенедикт XVI вернулся к генеральным аудиенциям в Ватикане, куда Святейший Отец прибыл на вертолете из летней резиденции Кастель Гандольфо. В речи на итальянском языке Папа продолжил цикл лекций, посвященных молитве, и разобрал в этой связи первую часть Книги Апокалипсиса («Откровения»). 

Дорогие братья и сестры,

сегодня, после перерыва на каникулы, мы возобновляем аудиенции в Ватикане, и я хотел бы продолжить ту «школу молитвы», которую я прохожу вместе с вами в этих катехезах по средам.

Сегодня я хотел бы поговорить о молитве в Книге Апокалипсиса*, которая, как вы знаете, является последней книгой Нового Завета. Это трудная книга, но невероятно богатая. Она дает нам прикоснуться к живой и трепетной молитве христианского собрания «в день Господень» (Ap 1,10): по сути, это то глубинное русло по которому движется текст.

Чтец сообщает собранию послание, полученное евангелистом Иоанном от Господа. Чтец и собрание представляют собой, так сказать, двух главных героев развития событий в книге; к ним, с самого начала, адресовано ликующее приветствие: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (1,3). Из постоянного диалога между ними возникает симфония молитвы, которая, в несметном разнообразии форм, развивается до самого конца. Слушая чтеца, оглашающего послание, слушая и наблюдая реакцию собрания, мы чувствуем, как их молитва готова стать нашей. 

Первая часть «Апокалипсиса» (1,4-3,22) демонстрирует три последовательные стадии в поведении молящегося собрания. Первая (1,4-8) заключается в диалоге, который (уникальный случай в Новом Завете) разворачивается между только что собравшимися людьми и чтецом, обращающим к ним приветственное благословение: «Благодать вам и мир» (1,4). Чтец продолжает, делая акцент на происхождении этого приветствия: оно идет от Троицы: Отца, Святого Духа и Иисуса Христа, вовлеченных совместно в осуществление созидательного и спасительного для человечества плана. Собрание слушает и, когда звучит имя Иисуса Христа, словно вздрагивает от радости и отвечает с энтузиазмом, вознося следующую молитву хвалы: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царством* и священниками Богу и Отцу Своему, ему слава и держава во веки веков, аминь» (1,5b-6). Собрание, окутанное любовью Христа, чувствует себя свободным от пут греха и провозглашает себя «царством» Иисуса Христа, полностью Ему принадлежащим. Они сознают, что с крещением им поручена великая миссия нести в мир Божественное присутствие. Завершая свою литургию хвалы, они снова обращают взгляд непосредственно на Иисуса, и с растущим воодушевлением признают его «славу и державу» на благо спасения человечества. Финальное «аминь» заключает гимн прославления Иисуса. Уже эти первые четыре стиха содержат в себе весьма ценную для нас информацию: они демонстрируют - наша молитва должна быть, прежде всего, слушанием Бога, говорящего к нам. Утопая в словах, мы не слишком привыкли слушать, тем более, входить в состояние внешней и внутренней тишины, чтобы сосредоточиться на том, что Бог хочет сказать нам. Кроме того, эти стихи учат нас, что наша молитва, часто заключающаяся в одних только просьбах, должна быть в первую очередь прославлением Бога за его любовь, за дар Иисуса Христа, который принес нам силу, надежду и спасение.   
 
Затем, новое выступление чтеца опять призывает собрание, захваченное любовью ко Христу, осознать его присутствие в собственной жизни. Говоря так: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (букв. будут биять себя в грудь, прим. пер.)» (ср. Деян.1,11b). После того, как он поднялся на небеса в «облаке», символе трансцендентности  (ср.  Деян.1,9), Иисус Христос вернется таким же образом, как восшел на Небо (ср. Деян.1,11b).  Тогда все народы признают его и, как извещает св. Иоанн в четвертом евангелии, «воззрят на Того, Которого пронзили» (19,37). Они вспомнят свои грехи, причину его распятия, и как тот, кто непосредственно присутствовал тогда на Голгофе, «будут биять себя в грудь» (ср. Lc 23,48), прося прощения, дабы следовать ему в жизни и так подготавливать полное единение с Ним после его окончательного возвращения. Собрание раздумывает над этим посланием и говорит: «Да. Аминь!*». Своим «да» оно выражает полное принятие сообщенного выше и просит, чтобы воистину стало так. Это - молитва собрания, размышляющего над Божьей любовью, наивысшим выражением которой стал Крест, и просящего, чтобы жить им с постоянством  учеников Христа. И вот ответ Бога: «Я есмь Альфа и Омега, Который есть и был и грядет, Вседержитель!» (1,8). Бог, который открывается как начало и конец истории, воспринимает и принимает близко к сердцу просьбу собрания. Он через свою любовь присутствует и действует  в человеческих делах, в настоящем и будущем наравне с прошлым, так было есть и будет вплоть до финальной черты. Таково обещание Бога. И здесь мы находим другой важный элемент: постоянная молитва пробуждает в нас чувство присутствия Господа в нашей жизни и в истории, и одно его присутствие поддерживает нас, ведет и дарует нам великую надежду даже в определенных мрачных обстоятельствах; кроме того, каждая молитва, и та, что совершается в полнейшем одиночестве, никогда не изолирована и никогда не бесплодна, но она есть жизненная лимфа, насыщающая христианское бытие все большим усердием и постоянством.

Второй этап молитвы собрания (1,9-22) окончательно углубляет связь с Иисусом Христом: Господь делает себя видимым, говорит, действует, и собрание, еще более близкое к Нему, слушает, реагирует и принимает. В послании, оглашаемом чтецом, св. Иоанн повествует о своем личном опыте встречи с Иисусом: он находится на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1,9) в «день Господень» (1,10a), день воскресный, когда празднуется Воскресение. И св. Иоанн «приял Духа» (1,10a).  Святой дух наполняет и обновляет его, раздвигая границы его возможностей для встречи с Иисусом, который побуждает его писать. Молитва слушающего собрания постепенно становится созерцательной - подчиняясь ритму слов «видит», «смотрит», оно созерцает представляемое чтецом, усваивая и принимая это в свой личный опыт*.

Иоанн слышит «громкий голос, как бы трубный» (1,10b): голос приказывает ему отправить послание «семи Церквам» (1,11), находящимся в Малой Азии, и через них всем Церквам всех времен вместе с их Пастырями. Выражение «глас… трубы», взятое из книги Исхода (ср. 20,18), вызывает [в памяти] божественное явление Моисею на горе Синай и указывает на голос Бога, говорящего со своих Небес, из своей трансцендентности*. Здесь он становится атрибутом Иисуса Христа Воскресшего, который из славы Отца говорит голосом Бога к молящемуся собранию. Обернувшись «чтобы увидеть, чей голос» (1,12), Иоанн видит «семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» (1,12-13), выражение очень типичное для Иоанна, указывающее на самого Иисуса. Золотые светильники с зажженными свечами олицетворяют Церковь всех времен, молящуюся в ходе литургии: Иисус Воскресший, «Сын Человеческий», находится среди них, облаченный в одежды первосвященника Ветхого Завета, исполняя священническую функцию посредника при Отце. Затем в символическом послании Иоанна происходит лучезарное явление Христа Воскресшего с присущими Богу характеристиками, которые часто встречаются в Ветхом Завете. Говорится, что «Его волосы… белы, как белое руно, как снег» (1,14), символ вечности Бога (ср. Dn 7,9) и Воскресения.
 
Второй символ – огонь, который в Ветхом Завете часто соотносится с Богом, указывая на два его качества. Первое – это пылкая ревность его любви, вдохновляющая его завет* с человеком (ср. Dt 4,24). Тот самый  жгучий пыл любви, что читается во взгляде Иисуса Воскресшего: «очи Его, как пламень огненный» (Ap 1,14a). И второе – неукротимость, способность побеждать зло, как «огнь пожирающий» (Dt 9,3). Таким образом и «ноги» Иисуса, идущего противостоять злу и истребить его, «подобны халколивану, как раскаленные в печи*» (Ap 1,15). Далее, голос Иисуса Христа «как шум вод многих» (1,15c), обладает впечатляющим грохотом «славы Бога Израилева», движущейся к Иерусалиму, о которой говорит пророк Иезекииль (ср. 43,2). И еще три символических элемента, показывающих насколько Иисус Воскресший готов действовать ради своей Церкви; в правой руке он крепко держит - очень важный образ: в своей руке Иисус держит Церковь, к ней он обращается со всепроникающей силой острого меча и ей показывает сияние своей божественности: «и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Ap 1,16). Иоанн настолько поражен этим ошеломительным видением  Воскресшего, что лишается чувств и падает как мертвый. 

После этого опыта откровения, Апостол оказывается перед Господом Иисусом, который говорит с ним, ободряет, возлагает руку ему на голову, открывает перед ним свою cущность Распятого Воскресшего и вверяет ему миссию передать послание Церквам (ср. Ap 1,17-18). Прекрасен этот Бог, перед которым лишаешься чувств, падаешь как мертвый. Но он - друг жизни, и кладет Иоанну на голову руку. Так будет и с нами: мы являемся друзьями Иисуса. Поэтому явление Бога Воскресшего, Христа Воскресшего не повергнет в ужас, а будет встречей с другом. И собрание вместе с Иоанном переживает перед Господом исключительный момент озарения, единый, однако, с опытом повседневной встречи с Иисусом, и ощущает богатство соприкосновения с Господом, наполняющим  всякое пространство бытия.

На третьем и последнем этапе первой части «Апокалипсиса» (Ap 2-3) чтец преподносит собранию семикратное послание, в котором Иисус говорит от первого лица. Адресованная к семи Церквам, расположенным в Малой Азии вокруг Эфеса, речь Иисуса, начинаясь с конкретной ситуации, присущей каждой Церкви, простирается затем на все Церкви всех времен. Иисус немедленно вникает в положение дел в каждой Церкви, вскрывая их светлые и темные стороны и снова адресуя им настойчивый призыв: «Обратитесь*» (2,5.16; 3,19c); «Крепко держи, что имеешь» (3,11); «твори прежние дела» (2,5); «Итак будь ревностен и обратись»… Это слово Иисуса, если было поистине услышано, тотчас становится действенным: Церковь в молитве, принимая Слово Господа, преображается. Все Церкви должны пребывать во внимательном слушании Господа, открываться Духу, как настойчиво требует Иисус, повторяя этот приказ семь раз: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам»*. Собрание слушает послание, получая стимул к покаянию, обращению, постоянству, к возрастанию в любви и ориентир в пути. 

Дорогие друзья, книга «Апокалипсиса» представляет нам общину объединенную молитвой, поскольку именно в молитве мы чувствуем, со все возрастающей силой, присутствие Иисуса с нами и в нас. Насколько больше и лучше мы молимся, неустанно, истово, настолько сильнее мы уподобляемся Ему, и Он действительно входит в нашу жизнь и направляет ее, даруя ей радость и мир. И чем больше мы Иисуса узнаем, и любим, и следуем ему, тем сильнее чувствуем потребность помедлить с Ним в молитве, обретая спокойствие, надежду и силы, чтобы жить. Спасибо за внимание. 

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ


Примечания
•    Книга Апокалипсиса – в Синод. переводе «Откровения»
•    Соделавшему нас царством – Синод. перевод: «соделавшему нас царями»
•    Да. Аминь! - Синод. перевод: «Ей, аминь».
•    трансцендентности - потусторонности, непостижимости в опыте
•    принимая в свой опыт – букв. интериоризируя
•    завет Бога с человеком – договор, союз, альянс заключенный при обстоятельствах, описанных в Библии
•    букв. имеют накал «бронзы сверкающей»
•    Итак будь ревностен и обратись – Синод. перевод, перевод Ит. Конференции 1974 года, новая Вульгата и немецкий перевод Лютера: «Итак, будь ревностен и покайся». Папа цитирует новый итальянский перевод CEI 2008 года, где в данном отрывке - «обратись».
•    «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам» (2,7.11.17.29; 3,6.13.22).

 
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Сайты секс знакомств ростовской области
generic cialis 20mg