Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Март, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Печать E-mail
26.09.2012 г.

На аудиенции 26 сентября
 
Что такое литургия
Он дал нам подходящие слова

26 сентября генеральная аудиенция Святейшего Отца состоялась на пл. Св. Петра в Ватикане, куда Бенедикт XVI прибыл на вертолете из летней резиденции Кастель Гандольфо. Папа продолжил курс о молитве, затронув тему молитвы в литургии. По окончании аудиенции он вернулся в Кастель Гандольфо, где намеревается пробыть еще неделю до возвращения в зимний дворец. По данным префектуры Папского дома, это 31 аудиенция в текущем году и 208 с начала понтификата.

Дорогие братья и сестры,

в последние месяцы мы совершили путешествие в свете Слова Божия, где учились молитве более подлинной  на примере великих фигур Ветхого Завета, по образцу Псалмов, посланий св. Павла и Апокалипсиса, но в первую очередь, глядя на уникальный и фундаментальный опыт Иисуса в его отношениях с Отцом небесным. По сути дела, только во Христе  человек оказывается способен соединиться с Богом так близко и глубоко, как  сын  с любящим отцом, только в Нем мы можем обратиться к Богу по-настоящему,  называя его с любовью «Авва! Отче!». И мы, вслед за апостолами, на протяжении этих недель тоже говорили и повторим Иисусу сегодня: «Господи, научи нас молиться» (Lc 11,1).

Кроме того, чтобы переживать более интенсивно личные отношения с Богом, мы научились призывать Святого Духа, первый дар Воскресшего верующим, поскольку это Он «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Rm 8,26), говорит св. Павел, и мы знаем, как же он прав.

И здесь, после долгой серии катехез о молитве в Писании, мы спрашиваем себя: как сделать так, чтобы Святой Дух сформировал меня, чтобы мне суметь войти в атмосферу Бога, молиться с Богом? Где и как Он учит меня молиться, приходя на помощь в стараниях обратиться к Богу правильно? Первой школой молитвы, мы ее посетили в минувшие недели, является Слово Божие, Священное Писание. Священное Писание – это постоянный диалог между Богом и человеком, диалог, который развивается и Бог показывается все ближе, так что мы можем лучше узнать его лик, его голос, его бытие; и человек учиться принимать Бога, узнавать Бога, говорить с Богом. Стало быть, читая в течение этих недель Священное Писание, мы старались из Писания, из непрерывного диалога понять, как мы можем войти в контакт с Богом.

Существует еще одно драгоценное «пространство», другой «родник», позволяющий расти в молитве, источник воды живой в теснейшей связи с предыдущим. Я имею в виду литургию, которая является привилегированной сферой, где Бог говорит с каждым из нас здесь и сейчас и ожидает нашего ответа.

Что представляет собой литургия? Если мы откроем «Катехизис Католической Церкви», пособие всегда ценное, я бы сказал незаменимое, то прочтем, что изначально слово «литургия» означало «служение, совершаемое народом на пользу народа» (n. 1069). Хотя христианское богословие берет этот словарь от греков, ясно, что оно при этом думает о новом народе Божием, рожденном от Христа, который раскрыл свои объятия на кресте, чтобы объединить людей в мире единого Бога. «Служение на благо народа»,  народа, который сам по себе не существует, но возникает благодаря пасхальной Тайне Иисуса Христа. Фактически, народ Божий образуется не кровными связями, не территорией или нацией,  но неизменно рождается трудами Сына Божия и из общения с Отцом, которое Он для нас приобрел. 

Помимо этого, Катехизис указывает, что «в христианской традиции (слово «литургия») означает тот факт, что Народ Божий участвует в деле Божием» (n. 1069), поскольку народ Божий как таковой существует только для дела Божия.

Напомнил об этом, кстати, ход Второго Ватиканского Собора, начавшего свою работу 50 лет назад, с дискуссии по проекту о священной литургии, торжественно принятому затем 4 декабря 1963 года, и это первый текст, одобренный Собором. То, что документ о литургии стал первым результатом  соборной ассамблеи, возможно, некоторые считают случайностью. Среди множества проектов, текст о священной литургии был, казалось, наименее спорным, и именно поэтому сыграл роль своего рода упражнения, чтобы можно было понять методику работы на Соборе. Но, вне всякого сомнения, то, что кажется на первый взгляд случайным, демонстрирует наилучший выбор, в том числе исходя из иерархии тем и задач наиболее важных для Церкви. Собственно, начав работу с темы «литургии», Собор совершенно четко определил примат Бога, его абсолютный приоритет. Бог прежде всего: об этом говорит нам Собор, выбирая литургию в качестве отправной точки. Пока взгляд на Бога не определен, все иные вещи теряют ориентир. Фундаментальным критерием литургии  является ее ориентация на Бога, чтобы таким образом суметь принять участие в его трудах.

Поэтому мы можем задаться вопросом: каковы эти дела Божии, в которых мы призваны участвовать? Ответ, предлагаемый нам соборной Конституцией о священной литургии, кажется двойственным.  Под номером 5 нам указывают, что труды Бога это, по сути, исторические действия, ведущие нас к спасению, достигающие кульминации в Смерти и Воскресении Иисуса Христа; это пятый номер, однако под номером 7 та же Конституция определяет именно служение литургии как «труды Христа». В самом деле, эти два определения нераздельно связаны. Если мы спросим себя, кто спасает мир и человека, ответ будет один: Иисус из Назарета, Господь и Христос, распятый и воскресший. И где становятся актуальными для нас, для меня сегодня, Тайна Смерти и Воскресения Христа, несущего спасение? Ответ таков: в действиях Христа через Церковь, т.е. в литургии, особенно в таинстве Евхаристии, где совершается этот жертвенный дар Сына Божия, которым мы искуплены; в таинстве Примирения, в котором переходят от смерти во грехе к новой жизни; в других действиях таинств, освящающих нас (ср. Presbyterorum ordinis, 5). Таким образом, пасхальная тайна Смерти и Воскресения Христа является центром литургического богословия Собора.

Продвинемся вперед еще на шаг и спросим себя: как становится возможна эта актуализация пасхальной тайны Христа? Блаженный Папа Иоанн Павел II, на 25-летие Конституции Sacrosanctum Concilium, писал: «Чтобы сделать актуальной свою Пасхальную Тайну, Христос всегда присутствует в своей Церкви, прежде всего в литургических действиях. Из этого следует, что литургия является привилегированным местом встречи христиан с Богом и с тем, Кого он послал, Иисусом Христом (ср. Gv 17,3)» (Vicesimus quintus annus, n. 7).  В Катехизисе Католической Церкви в той же связи читаем: «Всякое т’аинственное служение есть встреча чад Божиих с их Отцом во Христе и Святом Духе, и таковая встреча выражается в диалоге, посредством действий и слов» (n. 1153). Поэтому главным условием достойного  литургического служения должна быть молитва, беседа с Богом, первым делом слушание и затем ответ. Св. Бенедикт в своем «Правиле», говоря о молитве Псалмов, указывает монахам:  «mens concordet voci» - слова предшествуют уму. Святой учит, что в молитве Псалмов слова должны идти впереди рассудка.

Обычно происходит иначе, сначала мы должны подумать, а после мысль оформляется в слове. Однако в литургии происходит инверсия, слово предшествует. Бог дал нам слово, и литургия преподносит слова; нам следует погрузиться в них, в их значение, принять их в себя и начать соответствовать этим словам; так мы становимся чадами Божьими и подобными Богу. Как напоминает Sacrosanctum Concilium*, чтобы достигалась полная действенность богослужения «необходимо, чтобы верующие приступали к литургии в должном расположении духа, дабы они сообразовывали свои мысли со словами, располагая свою душу в созвучии с собственным голосом и действовали совместно с вышней благодатью, дабы не принимать ее тщетно» (n. 11). Первичным, основным условием диалога с Богом в литургии, является соответствие того, что на устах тому, что в сердце. Погружаясь в слова молитвы, имеющей долгую историю, мы преобразованы духом этих слов и становимся способны говорить с Богом.

В этой связи я бы хотел указать на один момент, когда литургия в своем течении сама взывает к нам и помогает найти эту согласованность, прийти в соответствие с  тем, что мы слышим, говорим и делаем в ходе богослужения. Я имею в виду вступительную формулу целебранта* перед евхаристической молитвой: «Sursum corda*», вознесем сердца над клубком забот, над вожделениями, тревогами и рассеянностью. Наше сердце, наша суть в недрах должна послушно открыться Слову Божию и сосредоточиться на молитве Церкви, чтобы получить ориентир на Бога из тех самых слов, что слышит и произносит.  Это фундаментальная диспозиция: взгляд сердца направляется на Господа, который присутствует среди нас.

Когда мы проводим литургию в таком расположении духа, наше сердце, словно избавившись от сил гравитации, тянувших его вниз, начинает подниматься, возвышаясь до истины, до любви и Бога. Как напоминает Катехизис Католической Церкви: «Миссия Христа и Святого Духа, возвещающего, совершающего и передающего Тайну спасения в таинствах Церкви, продолжается в молящемся сердце. Духовные писатели сравнивают иногда сердце с алтарем» - altare Dei est cor nostrum.

Дорогие друзья, мы совершаем и проживаем литургию хорошо, только если остаемся в молитвенном положении, а не желаем «сделать что-нибудь», принуждая себя смотреть или двигаться; но если ориентируем наше сердце на Бога и пребываем в молитве, сочетаясь с Тайной Христа и входя в его беседу Сына с Отцом. Бог сам учит нас молиться, утверждает св. Павел (ср. Rm 8,26). Это Он дал нам подходящие слова, чтобы направить нас к Себе, слова, которые мы находим в Псалтыри, в великих молениях святой литургии и в самом евхаристическом служении. Будем молить Господа, дабы сознавать каждый день тот факт, что Литургия является действием Бога и человека; и молитва, изливающаяся от Святого Духа и от нас, целиком обращена к Отцу в союзе с Божественным Сыном, сделавшимся человеком*. Спасибо. 

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ

Примечания:
* Sacrosanctum Concilium – соборная конституция о священной литургии
* Целебрант – основной священник, совершающий литургию.  В настоящее время возможно присутствие одного или нескольких концелебрантов – сослужащих священников.
* Sursum corda – вознесем сердца
* ср. Catechismo della Chiesa Cattolica, n. 2564

 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Лукоянов знакомства с номерами телефона
generic cialis 20mg