Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Март, 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Печать E-mail
12.09.2012 г.

На аудиенции 12 сентября. "И здесь мы находим три символа..."

Как читать факты истории. Апокалипсис №2
Три символа, три точки
 
12 сентября генеральная аудиенция состоялась в зале Павла VI в Ватикане, куда Святейший Отец прибыл на вертолете из летней резиденции Кастель Гандольфо. Бенедикт XVI продолжил размышления о молитве в книге «Апокалипсиса» («Откровения»).

Дорогие братья и сестры,

в прошлую среду я говорил о молитве в первой части «Апокалипсиса», сегодня мы переходим ко второй части книги, и тогда как в первой части молитва ориентирована на внутренние процессы церковной жизни, во второй – внимание перемещается на весь мир: в действительности, Церковь, странствующая в истории, является ее частью по замыслу Божию. Собрание, слушающее послание Иоанна, оглашаемое чтецом, заново осознает свою задачу быть соработниками в становлении Царства Божия, как «священники Бога и Христа» (Апок. 20,6; ср. 1,5; 5,10), и открывать его миру людей. И здесь прослеживаются два образа жизни, диалектически связанные между собой: первый, его можно определить как «Христов порядок», к которому собрание счастливо принадлежать, и второй - «земной порядок анти-Царствия и анти-завета, прямой проводник влияния Злого Духа», который лжет людям, чтобы создать мир антагонистический желаемому Христом и Богом*. Итак, собрание должно уметь читать в глубине переживаемой им истории, научаясь с верой распознавать события, чтобы внести свой вклад в становление Царства Божия. И этот труд по чтению и распознанию, как и собственно активность [в миру], неотделим от молитвы.     

В первую очередь, после настойчивого призыва Христа, который в первой части «Апокалипсиса» добрых семь раз повторил: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам*» (ср. Апок.  2,7.11.17.29; 3,6.13.22), собранию предложено подняться на Небо, чтобы увидеть реальность глазами Бога, и здесь мы находим три символа, три отправные точки для прочтения истории: престол Божий, Агнца и книгу (ср. Апок. 4,1 – 5,14).

Первый символ – престол, на котором восседает персона, не описываемая Иоанном, поскольку она превосходит всякое человеческое представление, он может только передать чувство красоты и радости, которые испытывает, находясь перед Ней. Эта таинственная персона есть Бог, Бог всемогущий, тот, что не замкнулся в своих Небесах, но сделался близким человеку, вступив в завет с ним; Бог, который непостижимо, но реально делает слышимым в истории свой голос, символизируемый молниями и громами. И составляют окружение Божьего престола различные элементы, среди них 24 старца и четыре  животных*, возносящие хвалу единому Господу истории.

Итак, первый символ - престол. Второй символ – книга, содержащая божественный план о событиях и людях, она запечатана наглухо семью печатями и никто не в состоянии прочесть ее. Перед лицом этой неспособности человека доискаться божьего плана, Иоанн чувствует глубокую печаль, что заставляет его плакать. Но есть средство преодолеть смятение человека перед тайной истории: некто способен открыть книгу и просветить его.

И здесь появляется третий символ: Христос, Агнец закланный в жертву на кресте, но он стоит, что означает его воскресение. И именно Агнец, Христос умерший и воскресший, одну за другой отворяет печати и раскрывает божественный план, глубинный смысл истории. 

О чем говорят эти символы? Они указывают, каким путем можно научиться читать факты истории и нашей жизни непосредственно. Поднимая взгляд к Божьим Небесам, в постоянной связи со Христом, открывая Ему свое сердце и ум в молитве личной и коллективной, мы учимся видеть вещи в новом свете и улавливать их настоящий смысл. Молитва, словно открытое окно, удерживает наш взгляд обращенным к Богу, не только чтобы помнить о цели, к которой мы идем, но и позволяя Божьей воле озарить [через него] наш земной путь, помогая преодолевать его истово и ответственно.

Каким образом Господь ведет христианскую общину к более глубокому прочтению истории? Прежде всего, приглашая ее реалистично отнестись к уготованному нам настоящему. Итак, Агнец снимает с книги первые четыре печати, и Церковь видит мир, частью которого она является, мир, имеющий массу негативных аспектов. Здесь процветает зло, творимое человеком: насилие, рожденное из жажды обладания, стремления возвыситься  над другими, и многие убивают друг друга (вторая печать); или же несправедливость, оттого, что люди не уважают данные им законы (третья печать). Прибавим к этому злополучие, которое человек вынужден переносить: смерть, голод, болезни (четвертая печать). Перед этой, зачастую трагической, реальностью, церковная община призвана никогда не терять надежды, твердо верить, что мнимое всесилие  Злого Духа сталкивается с истинным всемогуществом, принадлежащим Богу. И первая печать, расторгнутая Агнцем, содержит именно это послание. Иоанн повествует: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, чтобы снова победить» (Ap 6,2). В человеческую историю вошла сила Бога, который не только в состоянии уравновесить зло, но и буквально сокрушить его; белый цвет взывает к Воскресению: Бог сделался так близок нам, что сошел  в смертный мрак, чтобы озарить его сиянием своей божественной жизни; он принял на себя зло мира, чтобы очистить его огнем своей любви. 

Как расти в этом христианском прочтении реальности? «Апокалипсис» говорит нам, что молитва поддерживает в нас и наших общинах этот образ света и непоколебимой  надежды: она побуждает не сдаваться злу, но побеждать зло добром, взирая на Христа Распятого и Воскресшего, который принимает нас в свою победу. Церковь живет в истории, она не замыкается в себе, но смело прокладывает путь среди мук и лишений, решительно утверждая, что злу, в конечном счете, не победить добра, мрак не затмит сияния Божия. Для нас это важный момент: как христиане, мы не имеем права быть пессимистами; мы хорошо сознаем, что в жизни часто сталкиваемся с насилием, ложью, ненавистью, гонениями, но это нас не обескураживает. Прежде всего, молитва обучает нас видеть знамения Бога, его присутствие и действие, вплоть до того, что мы сами становимся лучами добра, которые сеют надежду и указывают, что победа принадлежит Богу.  

Это зрелище приводит к благодарению и прославлению Бога и Агнца: 24 старца и четыре животных вместе поют «песнь новую», где превозносится дело Христа Агнца, творящего «все новое» (Ap 21,5). Но это обновление есть, прежде всего, дар испрашиваемый. И здесь мы находим еще одно обязательное для молитвы условие:  настойчиво взывать ко Господу, чтобы его Царствие настало, чтобы  человек имел сердце послушное власти Бога, и Его воля направляла нашу жизнь и жизнь мира. В видении «Апокалипсиса» эта молитва  прошения  отмечена важной деталью: «24 старца» и «четыре животных» держат в руках помимо цитры, сопровождающей их пение, «золотые чаши, полные фимиама» (5,8a), которые, как поясняется, «суть молитвы святых» (5,8b), то есть тех, кто уже достиг Бога, но также и принадлежащие всем нам, еще находящимся в пути. И мы видим, как перед престолом Бога ангел держит золотую кадильницу, куда кладет зерна ладана, то есть наши молитвы, чье благоухание вместе с мольбами возносится перед лицом Бога (ср. Ap 8,1-4). Этот символ говорит, что все наши молитвы с их недостатками – полные усталости, бедные, скудные, несовершенные, какими бы они ни были, -  как бы очищаются и достигают сердца Бога. Другими словами, мы должны быть уверены, что не бывает молитвы напрасной, бесполезной; ни одна не будет потеряна. И на них придет ответ, пусть иногда таинственный, ибо Бог есть Любовь и беспредельное Милосердие. Ангел – пишет Иоанн – «взял кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Апок. 8,5). Эта картина означает, что Бог не глух к нашим мольбам, он вмешивается и дает почувствовать свою силу и услышать свой голос на земле, встряхивая и переворачивая порядок Злого Духа. Часто, перед лицом зла есть ощущение, что нельзя ничего сделать, но именно наша молитва является первым и наиболее действенным ответом, который мы можем дать, и который укрепляет нас в повседневной задаче сеять добро. Могущество Бога делает плодотворной нашу немощность (ср. Rm 8,26-27).

Я хотел бы завершить финальный диалог (ср. Ap 22,6-21) кратким пересказом. Иисус повторяет несколько раз: «Се, гряду скоро» (Ap 22,7.12). Это заявление относится не только к будущей перспективе конца времен, но, в той же мере, к настоящему: Иисус грядет, созидая свое жилище в тех, кто в Него верит и его принимает. Тогда собрание, ведомое Святым Духом, повторяет к Иисусу настойчивый призыв стать более близким: «Прииди» (Ap 22,17a). Оно как «невеста» (22,17), пылко желающая полноты супружества. В третий раз звучит призыв: «Аминь. Гряди, Господи Иисусе» (22,20b); и чтец заканчивает словами, выражающими смысл этого присутствия: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (22,21).

«Апокалипсис», в совокупности своих символов, вовлекает нас в очень насыщенную молитву, благодаря которой и мы слышим, славим, благодарим, созерцаем Господа и молим его прощения. Его структура большой общинной литургической молитвы является мощным стимулом открыть для себя заново необыкновенную преобразующую роль Евхаристии, в особенности я  настойчиво призываю сохранять верность святой воскресной мессе в День Господень; Воскресенье – подлинное средоточие недели.   Богатство молитвы «Апокалипсиса» наводит на мысль об алмазе, имеющем множество чарующих граней, ценность которого, однако, заключается в чистоте его единой сердцевины*. Итак, волнующие образцы молитвы, которые мы встречаем в «Апокалипсисе», заставляют сверкать единственную и несказанную драгоценность Иисуса Христа. Спасибо.

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ

Примечания:
•    (ср. Папская Библейская Комиссия, «Библия и мораль. Библейские корни христианского поступка», 70)
•     «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» Синод. перевод. В тексте, цитируемом Папой, буквально: «что Дух говорит Церкви» (cio che lo Spirito dice alla Chiesa).
•    Папа кратко пересказывает содержание нескольких абзацев, «четыре  животных» - словосочетание исходного текста (Синод. перевод). Буквально с ит. «четыре живых существа».
•    ядро, стержень, сердцевина – nucleo (ит.), один из терминов богословия Бенедикта XVI, неоднократно встречающийся в его речах. (ср. «стержень личности» ангелус 9 сентября 2012).


 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
секс знакомство в гомели
generic cialis 20mg