Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012

Поиск

 
Печать E-mail
21.11.2012 г.
 
На аудиенции 21 ноября
 
Верить - разумно
Беседы о вере. Глава 6. Рациональность веры
 
21 ноября на генеральной аудиенции в зале Павла VI Бенедикт XVI продолжил серию бесед, посвященных Году веры. После пересказа и приветствий на разных языках, Святейший Отец выступил с обращением о мире между израильтянами и палестинцами в секторе Газа.

Дорогие братья и сестры,

мы продвигаемся по ходу Года веры, питая в сердцах надежду заново открыть, сколько радости содержит вера и снова загореться пылом донести до всех ее истины. Эти истины не являются просто известием о Боге, специфической информацией о Нем. Они, однако, отражают событие встречи Бога с людьми, встречи спасительной и освобождающей, которая воплощает самые глубокие чаяния человека, его страстное желание мира, братства, любви. Вера ведет к открытию, что встреча с Богом укрепляет, совершенствует и возвышает то настоящее, доброе и прекрасное, что есть в человеке. Так складывается, что когда Бог открывается и дает себя познать, человек, узнавая, кто есть Бог, открывает самого себя, свои истоки, свою судьбу, величие и достоинство человеческой жизни. 

Вера обеспечивает подлинное знание о Боге, что сказывается на всей человеческой личности: это знание «вкушаемое», то есть такое разумение, которое придает вкус жизни, новую радость бытия, возможность наслаждаться тем, что ты есть в мире. Вера выражается в даровании самого себя другим, в братских чувствах, приносящих солидарность и способность любить, побеждая печальное одиночество. Поэтому знание о Боге, полученное через веру, не только интеллектуальное, но жизненное. Это знание о Боге-Любви, благодаря его собственной любви. Далее, любовь к Богу учит видеть, открывает глаза, позволяя осознавать реальность целиком, поверх зауженной проекции индивидуализма и субъективизма, дезориентирующих сознание. Познание Бога, следовательно, есть опыт веры и в то же время, оно включает в себя  путь интеллектуальный и нравственный: будучи глубоко задетыми присутствием в нас Духа Иисусова, мы преодолеваем горизонты эгоистических настроений и открываемся истинным ценностям бытия.

В ходе сегодняшней беседы я бы хотел остановиться на рациональности веры в Бога. Католическая традиция с самого начала отбрасывает так называемый фидеизм, т.е. стремление верить вопреки рассудку. Credo quia absurdum (верую, ибо абсурдно) не та формула, которой можно интерпретировать католическую веру. В самом деле, Бог не абсурден, скорее загадочен. И тайна не иррациональность, но изобилие смысла, значения, истины.  Если при взгляде на тайну разум окунается во мрак, то не потому, что там нет света, скорее оттого, что его там слишком много. Так глаза человека направленные прямо на солнце с целью разглядеть его, они видят лишь тьму; но кто скажет, что солнце не светлое, более того, не светоносное? Вера позволяет рассматривать «солнце», Бога, поскольку она суть принятие его откровения в истории и, можно сказать, воспринимает всю блистательность тайны Бога, признавая великое чудо: Бог сделался близким человеку, подарил себя его познанию, проявив снисходительность к тварной ограниченности его рассудка (ср. Conc. Ec. Vat. II, Cost. dogm. Dei Verbum, 13). 

В то же время, Бог своей благодатью озаряет разум, открывая ему новые горизонты, безбрежные и неоглядные. Поэтому вера представляет собой стимул постоянно стремиться к открытиям, никогда не останавливаясь и не успокаиваясь в неисчерпаемом поиске истины и реальности. Ошибочно предубеждение ряда современных мыслителей, считающих, что человеческий разум словно цепенеет от догматов веры. Все в точности наоборот, как мы видим на примере великих учителей  католической традиции. Св. Августин, до своего обращения неугомонно искавший истину во всех доступных философских системах, находит их все неудовлетворительными. Его кропотливый рациональный поиск стал для него знаменательной подготовкой ко встрече с Истиной Христа. Когда он говорит: «пойми, чтобы верить и веруй, чтобы понять» (Discorso 43, 9: PL 38, 258), он словно передает опыт своей жизни. Интеллект и вера в свете божественного откровения не чужаки и не соперники друг другу, но вместе являются условием для постижения его смысла, восприятия подлинного послания, объединяясь на пороге тайны. Св. Августин, наряду со множеством других христианских авторов, подает пример веры, упражняемой разумом, которая мыслит и призывает мыслить. По его стопам, св. Ансельм скажет в своем Proslogion, что католическая вера есть fides quaerens intellectum, где поиск понимания – акт внутренне присущий вере. Особенно св. Фома Аквинский, сильный этой традицией, соперничая с разумом философов, покажет, какую по-новому плодотворную рациональную жизненность дает человеческому разуму прививка основ и истин христианской веры.

Следовательно, католическая вера сообразна со здравым смыслом и, вместе с тем, питает доверие к человеческому разуму. Первый Ватиканский Собор в догматической конституции Dei Filius, заявил, что разум в состоянии с определенностью познать бытие Божие через творение, тогда как только вере присуща способность «с легкостью, абсолютной уверенностью и безошибочно» (DS 3005) познавать истины о Боге в свете его благодати. Кроме того, познание веры не противоречит линии разума. Блаженный папа Иоанн Павел II в энциклике Fides et ratio подводит такой итог: «человеческий разум – говорит он - не отказывается от самого себя и не унижает себя, если принимает истины веры; человек всегда приходит к ним в результате добровольного и осознанного выбора» (n. 43). В непреодолимой жажде истины, только гармоничная связь между верой и разумом является правильным путем, ведущим к Богу и к полной самореализации.

Это учение легко обнаружить повсюду в Новом Завете. Св. Павел, обращаясь к христианам Коринфа, утверждает, как мы слышали: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1,22-23). Бог, действительно, спас мир не проявлением силы, но через унижение своего единородного Сына; и по человеческим меркам, необычный способ,  избранный Богом, - вопиющее нарушение требований греческой мудрости. И все же Крест Христа имеет свое обоснование, которое св. Павел называет «ho logos tou staurou» «слово о кресте» (1 Cor 1,18). Здесь термин logos указывает как на слово, так и на разум, и на слово в том смысле, в каком оно вербализирует работу ума. Следовательно, Павел видит в Кресте не иррациональное событие, но спасительный факт, обладающий собственной резонностью, доступной пониманию в свете веры. В то же время, он настолько доверяет разуму человека, что удивляется, почему многие, хотя видели дела Божии, упрямятся и не веруют в Него. В послании Римлянам сказано: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы и понятны, посредством дел им совершаемых» (1,20). Таким образом, и св. Павел увещевает христиан диаспоры святить «Господа Бога в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Pt 3,15). В атмосфере гонений и сильнейшей потребности в свидетельстве веры, от верующих требуется обосновать правоту своей приверженности слову Евангелия, дать отчет о нашем уповании.

На этих предпосылках о плодотворной связи между пониманием и верованием основаны также добродетельные отношения между верой наукой. Научный поиск приводит к познанию все новых и новых истин о человеке и космосе, это очевидно. А истинное благо человечества, доступное в вере, раздвигает горизонты, в которых должен пролегать путь его открытий. Поэтому, к примеру, следует поощрять изыскания, поставленные на службу жизни и направленные на победу над болезнями. Важны также исследования, призванные открыть тайны нашей планеты и вселенной, с мыслью, что человек является вершиной творения не для того, чтобы неразумно его эксплуатировать, но сохранять и сделать пригодным для жизни. Таким образом, вера, переживаемая реально, не вступает в конфликт с наукой, скорее сотрудничает с ней, предоставляя базовые критерии, чтобы содействовать всеобщему благу, требуя отказаться только от тех попыток, которые, вступая в противоречие с изначальным замыслом Божьим, могут в результате обернуться против самого человека. Еще и поэтому веровать – разумно, если наука является драгоценной союзницей веры для понимания Божьего замысла во вселенной, вера позволяет научному прогрессу всегда реализоваться во благо и ради истины человека, оставаясь верным тому же замыслу.

Вот почему для человека крайне важно открыться вере и познанию Бога и его спасительного плана в Иисусе Христе. В евангелии берет начало новый гуманизм, подлинная «грамматика» человека и всей реальности. Катехизис Католической Церкви утверждает: «Истина Божия есть Его премудрость, которая повелевает всем порядком творения и управления миром. Бог, который один «сотворил небо и землю» (Sal 115,15), один может дать неложное понимание всякой сотворенной вещи, поскольку все они имеют к нему отношение» (n. 216).

Будем, в таком случае,  уповать на то, что наше усердие в благовестии поможет вернуть евангелию центральное положение в жизни многих мужчин и женщин нашего времени. И помолимся, дабы все заново обрели во Христе смысл существования и основу истинной свободы: без Бога человек, в конечном итоге, теряет себя. Свидетельство многих, бывших прежде нас и посвятивших жизнь евангелию, утвердило это навеки. Верить – разумно, наша жизнь так устроена. Стоит расходовать себя ради Христа, только Он удовлетворяет потребность в истине и благе, коренящуюся в душе каждого человека: ныне, в час преходящий, и в день без конца в прекрасной Вечности. Спасибо.

перевод: Ричард Павлов, Ратцингер-Информ
 
 
 
« Пред.   След. »

Новое видео

13.02.2013 - месса Пепельной среды
14.02.2013 - встреча со священниками, экспромт
скачать видео в разделе
 

Фотообои

%u041F%u0435%u0440%u0435%u0439%u0442%u0438 %u043A %u0440%u0430%u0437%u0434%u0435%u043B%u0443 
Новые обои на рабочий стол

 
п»ї
Замужняя женщина познакомится мужчиной
generic cialis 20mg