Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Критика "римских каникул". Ответ редакции Печать E-mail
20.06.2013 г.
 
 
Простота, которую сложно понять

Скорбное негодование некоторых наших читателей вызвала статья о. Юозаса Вяртаса «Римские каникулы Папы Франциска». Что ж, если публика восклицает «автор не прав», в наших силах предоставить ей разъяснения. О чем идет речь?   

Автор статьи критикует модную ныне среди журналистов и клириков манеру придавать всякому поступку Франциска, мягко говоря, преувеличенное значение. Особенно они восхищаются его «солидарностью» с бедными и нуждающимися мира сего. Вот и теперь, когда Франциск решил не покидать на лето Рим, услужливые толкователи привычно впали в экстаз: «Он сделал это ради бедных! Для солидарности с теми, кто себе каникул позволить не может». Такая позиция стала мишенью иронии о. Юозаса. Странно, однако, что защищать понтифика принялись в первую очередь от этого автора. Задумаемся же, кто на самом деле очерняет Франциска.

Бедность и солидарность

Кто был когда-нибудь по-настоящему беден, знает, что это состояние неприятное. Тебе нечего есть, нечем платить за жилье, нечего надеть в холод, например. Ты носишь не красивую одежду, а любое тряпье, лишь бы согреть и прикрыть свое горестное тело и т.д. То есть,  в простом понимании, а не как духовная практика, бедность – это страдание и унижение, которое ты не выбирал, но оно случилось. И вот когда ты реально страдаешь, другой человек – обеспеченный и уверенный в куске хлеба на сегодня и на завтра, заявляет – да, я тебя понимаю! Я тоже буду страдать, как ты. Я… надену некрасивые ботинки! И проведу лето не в загородном дворце, куда все равно не хочу ехать, а в центре Рима. 
 
Возможно, Франциск не так понимает свои поступки. Но выглядят они именно так – в устах толкователей, приписывающих ему подобную «солидарность». Таким образом, они очерняют его куда глубже и куда серьезней. Более того, они его обвиняют.

Уважение к страданию

Всякое страдание ставит человека в ситуацию, когда он кажется себе ничтожным, беспомощным, лишенным человеческих прав и, что особенно тяжело, человеческого достоинства. Сохранить достоинство в страдании – удел сильных духом, и их пример очень важен. А обязанность того, кто соприкасается с чужим страданием – уважать это страдание. Просто чувствовать уважение. Бедняки более горды и щепетильны, чем люди с нормальным достатком. Но помимо нищеты материальной, форм страдания бесконечно много, и все это – личный опыт, история одного этого человека, его «багаж» на земле и в вечности.

Мне не поможет, если другой человек тоже будет голодать. И тем более не поможет, если сытый откажется от десерта. Такого рода «солидарность» - профанация страдания и  неприкрытое прямое оскорбление. По всей видимости, Франциск не отдает себе отчета, что любому его жесту будет приписано дополнительное значение. Но хочет он того или нет, оно будет приписано. Потому что важная часть служения Римского Папы – быть символом и порождать символы. И взявшийся за это служение меряется иной меркой, поскольку служит эталоном этики, милосердия, мудрости и прочих добродетелей для целого мира верующего и неверующего.

«Ваше простейшество»

Поэтому дурную услугу оказывают Франциску его хвалители и защитники. Другое дело, не исключено, что эти честные люди поняли Франциска именно так, потому что он сам дал повод для такого понимания.  Может быть, он все же хочет, чтобы его понимали в таком ключе, и мы напрасно отказываем ему в этом?

Из «солидарности с бедными» Франциск вместо золотого креста носит позолоченный. Из пресловутой солидарности, он «отказался от папской роскоши», а именно – служебной квартиры в Апостольском дворце, моццетты, красных ботинок и красивых литургических облачений. Немецкий кардинал Майснер в своем интервью с усмешкой отметил, что спальня Папы Бенедикта в Апостольском дворце Ватикана меньше, чем его, кардинала Майснера, спальня. Внутреннее убранство личных апартаментов при Бенедикте XVI, как и при многих Папах до него, было весьма строгим и аскетичным. Конечно, сам дворец изнутри украшен произведениями искусства, но жить в музее для современного человека не самое большое искушение. Поэтому Франциск соперничает в скромности разве что с феодалами прошлого, ну так они в прошлом.

Однако люди находятся под впечатлением от его жестов. Никому не приходило в голову, что Бенедикт XVI жил в роскоши, а оказывается жил! Ведь Франциск от нее отказался. Папа Ратцингер всегда отстаивал красоту литургии, потому что она имеет божественное измерение. Но и это непозволительная роскошь. Нужно перенести богослужения в хлев, тогда бедная Церковь соединится с бедным народом. Только кому это пойдет на пользу, кроме устроителей медиа-шоу?

Опасность подобного сценария пугает, в том числе и добрых католиков. Однако в современном околоцерковном бомонде мерилом истинной веры стала безответственность: «Ведь Бог все равно спасет свою Церковь». И всякий выражающий обеспокоенность рискует прослыть еретиком, как автор обсуждаемой заметки. Но «беспокойная совесть» есть примета верующего человека, ведь «сберёгший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Ричард Павлов, Ратцингер-Информ
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Знакомства с номерами телефона Где
generic cialis 20mg