Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
13.11.2007 г.

‘ото в епископском облачении, которое –атцингер носил всего мес€ц
 
…озеф  ардинал –атцингер

‘илософска€ основа литургии

–азмышлени€
о литургической реформе
из книги "ƒух Ћитургии"

ќбр€ды не отгорожены друг от друга непреодолимой стеной. ћежду ними происходит обмен, взаимное обогащение. —амый €ркий пример этого - случай двух великих центров обр€дового развити€, ¬изантии и –има. Ѕольшинство восточных обр€дов в своей нынешней форме несут обильные следы византийского вли€ни€. –им же, в свою очередь, все больше объедин€л различные обр€ды «апада во вселенский римский обр€д. ¬изанти€ дала особую форму богослужени€ большой части слав€нского мира, –им наложил свой отпечаток на литургию германских и романских народов, а также некоторых слав€н.

¬ первом тыс€челетии между ¬остоком и «ападом существовал литургический обмен. ѕотом, разумеетс€, обр€ды закрепились в окончательных формах, и взаимное обогащение стало практически невозможно. ¬ажно то, что крупные обр€довые формы охватывают множество культур. ќни включают в себ€ не только диахронический аспект, но и создают общность между культурами и €зыками. ќни свободны от власти любого человека, местной общины или региональной ÷еркви. ƒл€ их сущности важна несамопроизвольность. ¬ этих обр€дах € ощущаю прикосновение чего-то, что не создано мною, чувствую, что вхожу в нечто большее, нежели € сам, в то, что проистекает, в конечном итоге, из божественного откровени€. ¬от почему христианский ¬осток зовет богослужение "Ѕожественной литургией", выража€, тем самым, его независимость от контрол€ со стороны людей.

«апад, напротив, все сильнее чувствовал исторический элемент; именно поэтому ёнгман попыталс€ подвести итог западным воззрени€м во фразе "литурги€ такова, какой она стала". ќн хотел показать, что процесс продолжаетс€ - идет органический рост, а не специально направл€емое творчество. Ћитургию, следовательно, можно сравнить не с машиной, произведенной на фабрике, а с растением, растущим организмом, будущее развитие которого определ€етс€ законами его строени€.

Ќо, конечно, на «ападе был и другой фактор. —воей ѕетровой властью ѕапа все более открыто брал на себ€ ответственность за литургические правила, создава€, таким образом, юридические органы, продолжающие формирование литургии. „ем активнее про€вл€лс€ его примат, тем чаще возникали вопросы о пределах и рамках этой власти, ответа на которых так и не следовало. ѕосле ¬торого ¬атиканского —обора возникло впечатление, как будто ѕапа может делать в литургической области все, что угодно, особенно - если действует по наказу ¬селенского —обора.  ак следствие, мысль о богоданности литургии, о том факте, что с нею нельз€ поступать по собственному усмотрению, изгладилась из западного общественного сознани€.

—обственно говор€, ѕервый ¬атиканский —обор назвал ѕапу отнюдь не абсолютным монархом. Ќапротив, он представил его как гаранта послушани€ —лову ќткровенному. ¬ласть ѕапы св€зана традицией веры, что касаетс€ также и литургии. ќна, литурги€, не "создана" римскими власт€ми. ƒаже ѕапа может быть лишь смиренным слугою ее законного развити€, защищающим ее неизменную целостность и идентичность. «десь вновь, как и в вопросе об иконах и св€щенной музыке, мы сталкиваемс€ с тем, что тропы «апада и ¬остока разошлись. » здесь вновь верно, что особа€ тропа «апада, где есть место свободе и историческому развитию, не может быть всецело предана анафеме. Ќо если презреть фундаментальные установлени€ ¬остока, лежащие в основании ранней ÷еркви, это приведет к разрушению основ христианской идентичности. ¬ласть ѕапы не безгранична; она подчинена —в€щенному ѕреданию. “ем паче - не совместима с сутью веры и литургии никака€ всеобща€ "свобода творчества", дегенерирующа€ до спонтанных импровизаций. ¬еличие литургии зависит - нам придетс€ нередко это повтор€ть - от ее несамопроизвольности (Unbeliebigkeit).

—просим же снова: что означает "обр€д" в контексте христианской литургии? ќтвет таков: обр€д - приобретшее конкретную форму выражение церковности и идентичности ÷еркви как исторически трансцендентного сообщества, посв€щенного литургической молитве и действию. ќбр€д конкретизирует св€зь литургии с тем живым организмом, которым €вл€етс€ ÷ерковь, а ее, в свою очередь, характеризуют преданность форме веры, развившейс€ в рамках апостольской традиции. Ёта св€зь с организмом ÷еркви позвол€ет сохран€ть различные виды литургии и допускает живое развитие, но точно так же исключает спонтанную импровизацию. Ёто касаетс€ человека и общины, иерархов и мир€н. Ѕожественна€ литурги€, как выражаютс€ на ¬остоке, сформировалась благодар€ историческому характеру Ѕожественного действи€, таким же образом, как ѕисание - посредством людей и их способностей. Ќо она содержит выражение библейского наследи€, выход€щее за пределы отдельных обр€дов, и посему в своей фундаментальной форме имеет долю во власти веры ÷еркви. ¬ласть литургии вполне можно сравнить с величайшими исповедани€ми веры ранней ÷еркви. ѕодобно им, она развивалась под водительством —в€того ƒуха (ср. »н 16:13).

…озеф  ардинал –атцингер


 
 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш—Й—Г –ґ–µ–љ—Й–Є–љ—Г –і–ї—П —Б–µ–Ї—Б–∞ –±–µ–Ј –Њ–±—П–Ј–∞—В–µ–ї—М—Б—В–≤ –≤ —Г—Б—В—М-–Ї–Є–љ–µ–ї—М—Б–Ї–Њ–Љ
generic cialis 20mg