Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
19.12.2005 г.

архиепископ “адеуш  ондрусевич 18 декабр€ 2005 года

 ак Ѕенедикт XVI читал по-русски
Ёксклюзивное интервью с митрополитом “адеушем  ондрусевичем

√лава российских католиков любезно согласилс€ рассказать нашим читател€м о своих встречах со —в€тейшим ќтцом. ¬ладыка дал аудиенцию руководителю проекта "–атцингер-»нформ" в своей резиденции на Ѕауманской улице.

ѕерва€ встреча

- »з всех св€щенников, чьи проповеди мне удалось услышать, ¬ы, владыка, единственный регул€рно цитируете и упоминаете ѕапу –атцингера. ћне показалось, что ¬ы по насто€щему цените и любите этого человека.

- Ќу, во-первых, он - предсто€тель нашей ÷еркви поэтому €, как епископ и как св€щенник, всегда должен относитс€ с уважением и любить его как предсто€тел€. Ќо, может быть, в моем случае это - нечто другое, ведь € знаю этого человека уже очень давно. ѕервый раз наша неофициальна€, а точнее - заочна€, встреча произошла в 1991 году и была дл€ мен€ очень важна. “огда € только приехал в ћоскву, и мы с небольшой группой паломников (нас было человек 12) поехали в ‘атиму. ј там возникла иде€ встретитьс€ с сестрой Ћючией*, то есть поехать в  оимбру. ќднако на это об€зательно нужно разрешение префекта  онгрегации вероучени€. я конечно знал, что префект  онгрегации это кардинал …озеф –атцингер, но до этого с ним еще не имел личной встречи, хот€ и видел его на —иноде епископов в 1990-м году.

» вот € звоню из ѕортугалии в –им, чтобы обратитьс€ к кардиналу –атцингеру, но мне говор€т - его нет, он приболел. я говорю, что приехал из –оссии и хотел бы получить это разрешение на встречу с сестрой Ћючией, ведь следующего раза может не быть. я сказал - очень прошу, и хот€ он болен был тогда, с ним св€зались, и он дал это разрешение. ќно пришло по факсу, и так €, благодар€ кардиналу –атцингеру, впервые встретилс€ с €сновид€щей из ‘атимы. Ёто была незабываема€ встреча. —естра не могла поверить, что € - епископ из –оссии, католический епископ из ћосквы, дл€ нее это было что-то особенное, она говорила, вот - исполн€етс€ фатимска€ проповедь* в отношении –оссии.

—овместна€ работа

- ” первой встречи было продолжение?

- ѕотом нам надо было готовить литургическую литературу на русском €зыке. ј все формулы таинств утверждаютс€ ѕапой. Ќо прежде они проход€т, образно говор€, экспертизу в  онгрегации доктрины веры, то есть должны оп€ть же пройти через кардинала –атцингера. ѕереводили с латыни, но в –име русский знали в основном люди старшего поколени€, то есть их €зык уже устарел. ’орошо сегодн€ есть русские св€щенники, которые там учатс€. —тало больше студентов - с Ѕеларуси, с ”краины, из –оссии есть, а это, считайте, мы начинали 10 лет назад. ѕоэтому иногда перевод и согласование у нас надолго зат€гивались. » € как-то сказал кардиналу –атцингеру - вы понимаете, литургической литературы на русском €зыке вообще нет, мы как-то должны торопитьс€, люди ждут! » он тогда это пон€л, и мы, в итоге, нашли хороший способ взаимодействи€.

ƒалее на многих —инодах епископов € его видел - было замечательно: как человек четко и €сно выражает свою мысль. » когда € бывал в –име, в ¬атикане его можно было встретить в простой сутане св€щенника, без вс€ких там кардинальских "нашивок", в рабочей такой "форме"Е ќн подходил: "Ќу как дела идут, как там в –оссии?  ак отношени€ с ѕравославной ÷ерковью?  ак с обществом, с власт€ми?" ќн всегда очень интересовалс€.

ƒалее пришел момент перевода  атехизиса на русский €зык. “ут, может быть, началось самое интересное. я приехал к нему, сказал, что мы хотим переводить  атехизис - потому что оп€ть он должен его утвердить. я ему рассказал нашу концепцию перевода - с привлечением зарубежных богословов, которые знают русский €зык, особенно из иезуитского центра ћедон под ѕарижем. “о есть часть переводилась в ћоскве, часть там, потом мы мен€лись. “ак как оп€ть - у нас были люди знающие €зык, но не очень знающие богословие, а там наоборот, знают богословие, но €зык немножко не тот. я ему рассказал, он говорит - да, все хорошо. Ќо, при этом, он сказал мне еще одну исключительно важную вещь: "ѕомни, что этим  атехизисом, этим переводом будут пользоватьс€ в –оссии и других странах где говор€т по-русски, и, в основном, эти страны - православные. ѕоэтому € теб€ прошу, чтобы перевод не задевал чувства православных. “о есть надо правильно подобрать слова, выражени€."

я пон€л его желание и, следу€ его рекомендаци€м, сразу написал письмо ѕатриарху ћосковскому и ¬се€ –уси јлексию II, а он дал нам консультанта. “акой вот получилс€ экуменический перевод, благодар€ идее, данной кардиналом –атцингером.

"„то думает –атцингер?"

-  аковы были отношени€ …озефа –атцингера с ѕапой ¬ойтылой?

- я, конечно, знал его прив€занность к ѕапе »оанну ѕавлу II и их теснейшем сотрудничестве. » когда обсуждалс€ очередной богословский вопрос на различных комисси€х и сталкивались разные точки зрени€, ѕапа часто говорил: "ј что по этому поводу думает –атцингер"?

- ќни лично были дружны?

- ќни очень были дружны. “акже кардинал –атцингер возглавл€л одну из ведущих  онгрегаций. Ќасколько € знаю, префект  онгрегации доктрины веры должен каждую неделю приходить к ѕапе и обсуждать с ним дела. я думаю, кардинал –атцингер был очень большой богословской опорой дл€ »оанна ѕавла II и вообще дл€ ÷еркви. ќн четко стоит на защите нравственных ценностей, против секул€ризма, против либерализма, против нравственного рел€тивизма. ќн видит эти проблемы. » эти два человека были очень близки и сильно помогали друг другу.

-  огда ¬ы увидели его уже после избрани€, что изменилось в нем?

- „то изменилось? (смеетс€) ѕонимаете, все представл€ли кардинала –атцингера как такого сурового человека, непоколебимого в истинах, также его называли "панцер-кардинал" - "танк-кардинал", даже "консерватор". ƒл€ мен€ эти качества как раз очень хороши, они нужны, потому что он стоит на защите веры! Ќу что можно противопоставить заповеди "не убей"? „уть-чуть убей, чуть-чуть не убей? Ќет, так дело не пойдет! ј ведь никто ничего лучше не придумал кроме заповедей ≈вангели€ ’ристова. » эти качества кардинала –атцингера - это не что-то негативное, так и должно быть. я это знал сразу и об этом говорил журналистам: € много с ними просидел в этом кабинете сразу после избрани€ ѕапы.

 ак ѕапа читал по-русски

ѕотом недели через три € уже был в –име. Ќас была группа паломников из –оссии, потому что мы тогда отмечали день 85-лети€ ѕапы »оанна ѕавла II.ќн не дожил до этого дн€, но мы начинали год его пам€ти в нашей архиепархии паломничеством в –им.

Ёто была среда, генеральна€ аудиенци€. ” наших паломников были очень хорошие места - ближе всего к ѕапе. » на этой аудиенции он обратилс€ к собравшимс€ по-русски.

- ј он говорит по-русски?

- Ќет, не говорит. ќн знает 10 €зыков, но не знает русского. «атем € представил ему нашу делегацию, а он почему-то решил подойти к ним - до этого еще такого не было, это впервые! —фотографировалс€, поздоровалс€. Ќа следующий день € у него был на аудиенции.  онечно, мы хорошо знали друг друга и до этого. я ему принес в подарок первые два тома католической энциклопедии.
я ему дал эту энциклопедию, а он вз€л в руки оба тома и говорит: "Ќу видишь, надо учитьс€ по-русски!" » начал читать: "–ос-сийска€ като-лическа€ энциклопеди€."

ј в окт€бре была последн€€ встреча, когда он уже как ѕапа руководил —инодом епископов. » было видно его напр€женное внимание, даже по его выражению лица, чувствовалось, что он пр€мо жил этим —инодом. ќн участвовал и в свободных дискусси€х.  стати сейчас впервые на —иноде были введены свободные дискуссии. “о есть он был в своей стихии и на своем месте.

- » он спорил с кем-нибудь?

- Ќет-нет, это епископы спорили между собой, он не спорил. Ќо он много записывал. “акже когда € с ним говорил: перед ним всегда лежит листочек бумажки, блокнотик и он записывает.

- ¬о врем€ —инода вы выступали на брифинге представителем от италь€нской группы. —реди италь€нских епископов много известных личностей, но назначили ¬ас, можно ли считать это знаком особого расположени€ ѕапы?

- ¬ действительности € был определен в английскую рабочую группу, хот€ на заседани€х —инода € выступал как по-италь€нски, так и по-английски. Ќо на бриффинг мен€, действительно, направили в италь€нскую группу. я все-таки думаю, это не имеет особого значени€.

ќ ро€ле, кошках и глазах

- ј вы были в его личной библиотеке?

- ƒа, он мен€ прин€л в своей библиотеке, обычно ѕапа там принимает.

- Ќе удалось ли ¬ам увидеть - куда поставили ро€ль? ¬ смежной комнате с библиотекой?

- «наете, не могу сказать (смеетс€). «наю, что там были проблемы с ро€лем: как его внести, но куда поставили, € не знаю. “огда его там не было, видно было, что велись ремонтные работы.

- ƒействительно ли ѕапе пришлось бросить своих кошек? » есть ли у него сейчас животные?

- ќй, € сам только в интернете прочел об этих кошках. Ќе могу сказать.

- —кажите, а в јпостольском дворце есть лифт? јпартаменты ѕапы на четвертом этаже, и переживаем, как он туда поднимаетс€.

- “ам несколько лифтов есть. я сам ездил не один раз, хот€ можно идти и пешком.

- “е, кто были на аудиенци€х, говор€т, что у ѕапы €рко-синие, небесные глаза. ќднако по фотографи€м видно, что глаза у него карие, с возрастом стали более серыми. ј как ¬ам показалось?

-  ак-то € специально не обращал внимани€, но € бы тоже сказал о синих, почему-то. ѕосмотрю в следующий разЕ

Ќельз€ из ћессы делать шоу

- ¬ы могли бы особо отметить какое-то качество ѕапы Ѕенедикта XVI?

-  онечно мне импонирует в нем его литургическа€ строгость, у него чувствуетс€ дух литургии и видно, что богослужение у него отлично отработано. ћне просто это самому очень нравитс€. ћен€ семинаристы немного бо€тьс€, ибо когда € приезжаю в —еминарию в —анкт-ѕетербург, то часто провожу литургические репетиции. Ёто очень важно, т.к. через литургическое действие выражаетс€ наша вера.

-  стати, раньше …озеф –атцингер много говорил о необходимости литургической реформы.  ак вы думаете, сейчас это актуально дл€ него? ќн считает, что постановлени€ ¬торого ¬атиканского собора были пон€ты не вполне правильно?

- ƒа, да, об этом много говорилось на —иноде. Ќапример раньше, когда человек приходил в храм, все знали где находитс€ дарохранительница. ј сейчас не редко ее нужно искать! ƒалее, само совершение богослужени€ требует благочести€, через св€щенника должна про€вл€тьс€ духовность, что он совершает таинства "in persona Christi", т.е. от имени »исуса ’риста. ќб этом надо помнить и этой истиной надо жить, а не формально кое-как выполн€ть свои об€занности. ¬от следует на ѕапу посмотреть - он €вл€ет собой образец. Ѕенедикт XVI не против литургической реформы II ¬атиканского —обора, только она должна быть адекватной.

—кажем, такие прекрасные алтари были когда-то во многих храмах. ¬ некоторых их просто сн€ли. ¬ кафедральном соборе в ћоскве нет старого главного алтар€, потому что он не сохранилс€, а восстановить по фотографи€м это все очень дорого было бы. я чувствую, что как надлежащее совершение Ћитургии, так и внутренне убранство храма все это тоже воспитывает, духовно поднимает человека. “о есть ѕапа за литургическую реформу, но нельз€ утратить ее дух. ќ том же говорил »оанн ѕавел II.

- —уд€ по фотографи€м, ѕапа большой поклонник старой ћессы, и не упускал случа€ ее отслужить - в —анта-ћари€ ћаджоре, в ¬еймаре, в ¬играцбаде...

- Ќу.. он тогда еще не был ѕапой. “еперь, на —иноде об этом не было сказано ни слова.

- ” нас в ћоскве есть такие места, где ее служат?

- Ќет-нет. Ќа латыни есть ћесса, но уже в новой форме.

- ј вам не жалко, такие красивые облачени€ тогда былиЕ

- ѕонимаете ли, жалко-не жалко, литургическа€ реформа была направлена на то, чтобы человек сознательно участвовал в св€той ћессе. Ќо с этого "активного участи€" началс€ какой-то неадекватный креатив, уже не соответствующий духу —обора. ¬от, например, проблема передачи приветстви€ мира. ¬ это врем€ на алтаре наход€тс€ ѕресв€тые ƒары, а в храме "броуновское движение!" ѕоэтому инструкци€ "Redemptione Sacramentum", изданна€ в прошлом году, которую готовила также и  онгрегаци€ вероучени€, во главе которой был кардинал, говорит, что необходимо чувствовать где мы находимс€, не тер€ть чувство св€тости, почитани€ ѕресв€тых ƒаров. Ќадо передать приветствие мира р€дом сто€щим люд€м и все! ј не бегать по храму.

“акже важно не делать из ћессы какого-то шоу.  онечно, один красиво поет, другой только читает, но не в этом дело, иногда получаетс€ пр€мо концерт, а не св€та€ ћесса, а сам "сакрум" потер€лс€ где-то. Ќельз€ чтобы другие вещи заслон€ли смысл самой ћессы, самого пресуществлени€.   этому ѕапа призывает.

 омментарий к молитвенным намерени€м ѕапы

- ≈сть какое-то выражение, фраза ѕапы –атцингера, которую вы чаще других вспоминаете?

- ћне всегда нравитс€ выражение »оанна ѕавла II: "Ќе бойтесь, откройте двери ’ристу!" ¬о врем€ћессы интронизации ѕапа Ѕенедикт XVI повтор€ет эти слова, но к ним добавл€ет: "’ристос ничего не отнимает, но только дает." я их часто повтор€ю.

- ћогли бы ¬ы дл€ наших читателей прокомментировать интенции —в€тейшего ќтца на этот мес€ц? (¬ декабре Ѕенедикт XVI молитс€ прежде всего о том, чтобы "все большее распространение получало правильное понимание достоинства мужчины и женщины согласно замыслу “ворца".)

- » мужчина, и женщина это Ѕожие создание, это - человек. ƒостоинство человека очень часто бывает попрано, особенно достоинство женщины. ÷ерковь всегда об этом заботилась, особенно в документах ¬торого ¬атиканского —обора, где так много повтор€ютс€ слова "достоинство личности". ¬ учении ѕапы »оанна ѕавла II и в богословии …озефа –атцингера также сказано: все мы созданы Ѕогом по подобию Ѕожьему, и не должно быть никакой разницы в этом смысле между мужчиной и женщиной.

я не говорю о таком "равноправии", когда женщина должна идти на трактор работать как у нас когда-то говорили, было и такое. Ќо ее задача - это в первую очередь быть матерью, рожать детей и воспитывать их.  онечно же, у нее никто не отнимает других возможностей, которые даютс€ обществом. Ќо все должно быть направлено к тому, чтобы соблюдалось достоинство ее как человека, как образа и подоби€ Ѕожи€. » не только в семье, потому что узы крови объедин€ют, но и выход€ на улицу € должен видеть в человеке и образ ’риста, и образ подобного самому себе.

” нас будут книги ѕапы в переводе

-  оролевска€ чета »спании на встрече с Ѕенедиктом XVI была восхищена его чувством юмора. ¬ам приходилось слышать, как ѕапа шутит?

- ќт »оанна ѕавла II € слышал много разЕ Ќо хот€Е во врем€ —инода, когда ѕапа делал какое-то заключение, что-то говорил, ощущалось, что чувство юмора у него есть. „то заметно и в его книгах. Ќа русском €зыке их мало, но сейчас в большом количестве издают зарубежом. ” мен€ их, конечно, уже много.

- ј какую его книгу ¬ы сейчас читаете?

- ¬от у мен€ лежит как раз (владыка принес со своего рабочего стола томик в бумажной обложке) на польском €зыке "Ќа пути к »исусу ’ристу". ќна открыта, потому что € пишу ѕастырское послание, и там надо кое-что процитировать. » чита€, видите, подчеркиваю много, чтобы хорошие мысли потом легче находить.

- Ќе знаете ли, будут как-то переводитьс€, издаватьс€ его книги?

- ќ, € думаю, что да. ѕока из ѕольши € очень много привез.

- ¬от бы это было доступно и по-русски..

- Ѕудем, будем переводить. Ќадо.

- ћне хотелось бы, чтобы ¬ы знали, что у ¬ас есть команда нашего проекта, котора€ всегда готова ¬ас поддержать.

- —пасибо.

- —пасибо ¬ам, владыка, за ценный рассказ, и хотелось бы продолжать св€зь с ¬ами.

- Ќу, теперь ¬ы знаете, как мен€ найти.

беседовал –ичард ѕј¬Ћќ¬
фотографии автора


-----------------


* —естра Ћючи€ - последн€€ свидетельница €влени€ Ѕогородицы в ѕортугалии.

* ‘атимское пророчество - ѕапа »оанн ѕавел II верил в фатимские пророчества, в которых говорилось, что обращение –оссии к истине принесет миру спасение, но необращенна€ –осси€ "распространит свои заблуждени€ на весь мир, се€ в нем войны и преследовани€ ÷еркви". ѕоэтому ѕапа особенно молилс€ за –оссию. 

 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ч–љ–∞–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ —Б –ґ–µ–љ—Й–Є–љ–∞–Љ–Є –Ш–≤–∞–љ–Њ–≤—Б–Ї–∞—П –Њ–±–ї–∞—Б—В—М
generic cialis 20mg