Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
03.12.2005 г.

√ермани€ до 1945, показаны бывшие ¬осточные территории

–оль –атцингера в примирении √ермании и ѕольши

 ардинал ¬ышиньский писал ему:
"–адостно то, что мы можем поблагодарить вас за христианскую отвагуЕ"


ѕосле ¬торой мировой войны немецкие ¬осточные земли (—илези€ и ѕомерани€) отошли к ѕольше. …озеф –атцингер участвовал в урегулировании конфликта и, подн€вшись над национальными интересами, встал на сторону пол€ков. —егодн€ они с удовольствием об этом вспоминают.
Gazeta Wyborcza 15 XI 2005

¬ 1968 году прав€щий ныне понтифик Ѕенедикт XVI поставил свою подпись под меморандумом вли€тельных немецких католиков, в котором говорилось о невозможности возврата отвоеванных у √ермании земель. Ётот меморандум был намного более дальновидным актом, нежели ответ немецких епископов на знаменитое письмо епископов ѕольши от 1965 года.

Ќемецкий историк ‘ридхельм Ѕолль нашел записи св€щенника …озефа –атцингера, которые подтверждают, что сегодн€шний ѕапа принадлежал к тем немногочисленным немцам, которые в 1965 году с энтузиазмом восприн€ли известное послание польских епископов "ѕрощаем и просим о прощении".

ќтвет немецких епископов тогда был очень холоден, т.к. в послании ничего не было сказано о западных границах ѕольши. —в€щенник профессор –атцингер, который считалс€ тогда либеральным католиком, поддержал инициативу группы вли€тельных католиков, что способствовало по€влению меморандума 1968 года: "Ѕольше не имеем права требовать возврата земель от ќдера до Ќейссе".

¬скоре после того, как в 1963 году были решены спорные пограничные вопросы о бывших немецких территори€х между √ерманией и ‘ранцией, наконец были услышаны голоса требующие такого же отношени€ и к ѕольше. ≈ще через год, в 1965 году по инициативе ≈вангелической ÷еркви ¬осточной √ермании, котора€ имела решающее значение дл€ ѕольши состо€лс€ обмен письмами между епископатами лютеранско - евангелических церквей ѕольши и √ермании, а так же был подписан меморандум группы вли€тельных католиков "Bensberger Kreiss".

Ётот обширный меморандум имеющий отношение ко всем польско-немецким делам был опубликован 1 окт€бр€ 1965 года и широко обсуждалс€ в обществе и во всех евангелических приходах. –ихард фон ¬айцзеккер (бывший Ѕундеспрезидент в 1984 - 1994 годах) охарактеризовал этот меморандум как "имеющий отношение к положению немцев изгнанных их восточным соседом", а так же "важнейшей политико-этической декларацией ≈вангелической ÷еркви в послевоенное врем€".

ѕольские епископы разочарованы

ƒл€ внутренней политики ѕольши большое значение имели обе инициативы - письмо польских католических епископов, направленное ими своим немецким брать€м в 1965 году, под конец II ¬атиканского —обора, а так же сам меморандум группы "Bensberger Kreiss", который содержал ответы многих известных католиков √ермании польским епископам.

ѕосле долгого молчани€ польские и немецкие католические епископы познакомились в –име, во врем€ проведени€ II ¬атиканского —обора, там пол€ки пригласили немецких епископов на торжественное празднование 1000-лети€ прин€ти€ христианства в ѕольше, которое было запланировано на 1966 год. ќни наде€лись, что приезд немецких епископов на торжества по случаю праздновани€ юбиле€ будет способствовать укреплению веры пол€ков в услових коммунистического режима. ѕриглашение заканчивалось известными словами: "¬ духе христианской любви и общечеловеческого единства, тут на пороге оканчивающегос€ —обора, прот€гиваем вам наши руки, прощаем и просим о прощении".

ѕольскую сторону разочаровал ответ немецких епископов. Ќе все немецкие епископы зан€ли однозначную позицию по отношению к государственности ѕольши и ее границам. –ешающий шаг польских епископов не нашел поддержки у верующих, а коммунисты воспользовались этим дл€ проведени€ очередной антицерковной компании. ѕервый раз в послевоенное врем€ коммунистическрй власти удалось обвинить епископов в предательстве польского народа, а так же внести раздор между католической иерархией и народом. ¬о многих выступлени€х кардинал —тефан ¬ышиньский и вроцлавский архиепископ Ѕолеслав  оминек, пытались парировать, использу€ против коммунистов их же "народническую" аргументацию. Ќа какое-то врем€ диалог между епископами ѕольши и √ермании прекратилс€.

„ерез несколько лет кардинал ¬ышиньский писал немецкому кардиналу ƒюпфнеру, что не раз слышал от представителей общественности и простых св€щенников высказывани€, что его: "»нициатива подкрепленна€ христианской любовью среди немецких епископов наткнулась на политику. Ќаша, прот€нута€ от всей души рука, не была прин€та. Ёто тем более непри€тно, что немецкие протестанты в католической ѕольше сохранили более евангельские настроени€, относ€т все спорные вопросы исключительно на счет войны, а так же желают объединени€, чаще упова€ на »м€ √осподне".

ќтвет спуст€ три года

ѕохожие чувства испытывал …озеф –атцингер, который будучи консультантом во врем€ II ¬атиканского —обора познакомилс€ в –име с польскими епископами. ѕоэтому он поддержал инициативу ¬альтера ƒиркса, редактора лево-католической "Frankfurter Hefte", а так же участников католического движени€ за мир "Pax Christi". ќни организовали группу, состо€щую из немецких католиков, де€тельность которой была сосредоточена в основном на истории польской мартирологии.

¬ результате длительного диалога, в котором участвовали представители католических общин, некоторые политики от ’ƒ—, по€вилс€ меморандум. “ак же как и ранее этот документ имел отношение к польской истории, а так же к изгнани€м пол€ков и немцев с их земель. √лавным лозунгом документа было: "Ќе можем требовать возврата √ермании от ќдера до Ќейссе". ќдним из авторов этого тезиса был судь€ конституционного суда Ёрнст ¬ольфганг Ѕекенферде.

ћеморандум, содержащий историко-моральную аргументацию и значительную критику позиции немецких епископов, подписан многими изхвестными немецкими преподавател€ми универститетов, это были барон  арл ќттмар фон јретин, Ёрнст ¬ольфганг Ѕекенферде, Ёрнст-ќтто „емпиль, ќйген  огон, ‘риц Ћ€йст, ћакс ћюллер, ‘ранц ѕеггелер, –оберт Ўпеманн, √ильберт ÷ибура, а так же теологи  арл –аннер, »оганн Ѕатист ћетц, Ќорберт √райнахер, ’аймо ƒольх, ѕетер Ћегенсфельд и ѕаулус Ёнгельхард. ј так же …озеф –атцингер, который был тогда преподавателем теологии в университете “юбингена.

Ќынешний ѕапа писал тогда: "я благодарен и счастлив, что наконец про€влена инициатива, которой € так давно ждал". ќдновременно –атцингер в категоричной форме отмежевалс€ от высказываний своего коллеги »оганна Ѕатиста ћетца на тему политической теологии.

–едко когда межцерковные инициативы, про€вленные столь решительно, прокладывали дорогу к взаимопонимаю между целыми государствами. —ам ¬илли Ѕрандт с уважением высказалс€ тогда о меморандуме, о церковных инициативах ведущих к межгосударственному согласию, и обратилс€ к фракции ’ƒ—/’—— с просьбой о поддержке подписани€ межгосударственного договора в ¬аршаве, планируемого на 1970 год. ѕо мнению ¬илли Ѕрандта, –атцингер, остава€сь на своей политической позиции, в то врем€ опередил свою эпоху.

Ѕрандт сделал еще больше, он активно поддержал усили€ архиепископа  оминека, который встретилс€ в –име с представител€ми канцлера «ападной √ермании √ербертом ¬ернером и √еоргом Ћебером, чтобы урегулировать вопросы о новых границах польских диоцезов на западных земл€х. ѕольский архиепископ, как и правительство ѕольской Ќародной –еспублики, опасались совместный действий Ѕонна и ћосквы во вред ѕольше. ¬атикан так же за€вил правительству ‘–√ о признании им новой границы ѕЌ–. ¬илли Ѕрандт подтвердил свое согласие с этим перед ѕапой, несмотр€ на то, что немецкие католики, а конкретно ’ƒ—, предпринимали попытки недружественной агитации.

“от факт, что така€ важна€ дл€ польской церкви проблема нашла поддержку јпостольского ѕрестола*, способствовал скорейшей ратификации польско-немецкого межгосударственного договора в 1972 году. Ќе последнюю роль в этом сыграли так же смелость и стойкость правительства Ѕрандта.

 то работал на примирение

"Bensberger Kreiss" неоднократно поддерживал польскую церковь. ¬ открытых публикаци€х, а так же во врем€ дружеских визитов в  лубы католической интеллегенции “адеуш ћазовецкий неоднократно взывал к католикам √ермании и их епископам о поддержке польско-немецкого договора 1970 года, о признании новых границ диоцезов.

¬ 1970 году архиепископ  оминек обращалс€ к фракции ’ƒ—/’——, о том что бы фракци€ поддержала межгосударственный договор, но эти просьбы, не смотр€ на активное содействие "Bensberger Kreiss" к сожалению не возымели успеха.

»з работ јндже€ ћицевского и ’анса якоба Ўтелле мы узнаем, как сильно немецкие епископы разочаровали кардинала ¬ышиньского и всю польскую церковь. "Bensberger Kreiss" тоже были в сильном разочаровании. ¬ послесоборной эйфории всем верилось, что католическа€ церковь в √ермании и ее представители будут более открыты и про€в€т больше симпатиии к католической ѕольше. Ќа этом отрезке истории эстафетную палочку примирени€ прин€ло правительство ¬илли Ѕрандта и понесло ее дальше. ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что впервые за всю историю послевоенной √ермании, самые известные представители  атолической ÷еркви ("Bensberger Kreiss"), вступили в ’ƒ— и стали активно проводить политику взаимопонимани€. Ётот консервативный с точки зрени€ немцев шаг, подчеркивал плюрализм немецкого католичества, который был не до конца пон€т представител€ми  лубов католической интеллигенции.

»м, а значит и …озефу –атцингеру тоже, кардинал ¬ышиньский писал в письме: "–адостно то, что мы можем поблагодарить вас за ту христианскую отвагу, христианскую добрую волю и за широкие горизонты в оценке международной ситуации. —траницы вашего меморандума пронизаны духом ≈вангели€".

¬ 1970 году делегаци€ "Bensberger Kreiss" была сердечно прин€та архиепископом  оминеком. ¬о времена военного положени€ в ѕольше "Bensberger Kreiss" поддерживали близкие отношени€ с отделени€ми  луба католической интеллегенции во многих приходах ¬роцлава.

"ѕодписываю и соглашаюсь", …озеф –атцингер

"—тавлю свою подпись и тем самым соглашаюсь с "ћеморандумом немецких католиков о польско-немецких отношени€х". ƒалее надпись от руки гласит: "Ќе согласен только с абзацем 2 на странице 4 ( " ак христианеЕ."). ѕо моему мнению этот фрагмент отражает одностороннюю фальшивую политическую теологию, где проф. ћетц ведет речь о теории управлени€ государством согласно заповед€м. Ќесмотр€ на это, € благодарен и счастлив, что наконец про€влена инициатива, которой € давно ждал".

‘ридхельм Ѕолль €вл€етс€ сотрудником архива ‘онда имени ‘ридриха Ёберта. «атронутые в статье вопросы стали темой исторической конференции, прошедшей 26-27 но€бр€ в ¬аршаве.


------------------
* —в€той ѕрестол в то врем€ занимал ѕавел VI

перевод с польского - ёрий ∆” ќ¬— »…

»сточник CRISTIANITAS.PL
JOSEPH RATZINGER BYL ENTUZJASTA POJEDNANIA
 

Ќемецкий историк ‘ридхельм Ѕолль,
подтвердивший участие –атцингера в примирении
 
 
 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Ш–љ—В–Є–Љ –Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ –Љ–Њ–ґ–∞–є—Б–Ї —Д–Њ—А—Г–Љ
generic cialis 20mg