Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Печать E-mail
03.12.2005 г.

Германия до 1945, показаны бывшие Восточные территории

Роль Ратцингера в примирении Германии и Польши

Кардинал Вышиньский писал ему:
"Радостно то, что мы можем поблагодарить вас за христианскую отвагу…"


После Второй мировой войны немецкие Восточные земли (Силезия и Померания) отошли к Польше. Йозеф Ратцингер участвовал в урегулировании конфликта и, поднявшись над национальными интересами, встал на сторону поляков. Сегодня они с удовольствием об этом вспоминают.
Gazeta Wyborcza 15 XI 2005

В 1968 году правящий ныне понтифик Бенедикт XVI поставил свою подпись под меморандумом влиятельных немецких католиков, в котором говорилось о невозможности возврата отвоеванных у Германии земель. Этот меморандум был намного более дальновидным актом, нежели ответ немецких епископов на знаменитое письмо епископов Польши от 1965 года.

Немецкий историк Фридхельм Болль нашел записи священника Йозефа Ратцингера, которые подтверждают, что сегодняшний Папа принадлежал к тем немногочисленным немцам, которые в 1965 году с энтузиазмом восприняли известное послание польских епископов "Прощаем и просим о прощении".

Ответ немецких епископов тогда был очень холоден, т.к. в послании ничего не было сказано о западных границах Польши. Священник профессор Ратцингер, который считался тогда либеральным католиком, поддержал инициативу группы влиятельных католиков, что способствовало появлению меморандума 1968 года: "Больше не имеем права требовать возврата земель от Одера до Нейссе".

Вскоре после того, как в 1963 году были решены спорные пограничные вопросы о бывших немецких территориях между Германией и Францией, наконец были услышаны голоса требующие такого же отношения и к Польше. Еще через год, в 1965 году по инициативе Евангелической Церкви Восточной Германии, которая имела решающее значение для Польши состоялся обмен письмами между епископатами лютеранско - евангелических церквей Польши и Германии, а так же был подписан меморандум группы влиятельных католиков "Bensberger Kreiss".

Этот обширный меморандум имеющий отношение ко всем польско-немецким делам был опубликован 1 октября 1965 года и широко обсуждался в обществе и во всех евангелических приходах. Рихард фон Вайцзеккер (бывший Бундеспрезидент в 1984 - 1994 годах) охарактеризовал этот меморандум как "имеющий отношение к положению немцев изгнанных их восточным соседом", а так же "важнейшей политико-этической декларацией Евангелической Церкви в послевоенное время".

Польские епископы разочарованы

Для внутренней политики Польши большое значение имели обе инициативы - письмо польских католических епископов, направленное ими своим немецким братьям в 1965 году, под конец II Ватиканского Собора, а так же сам меморандум группы "Bensberger Kreiss", который содержал ответы многих известных католиков Германии польским епископам.

После долгого молчания польские и немецкие католические епископы познакомились в Риме, во время проведения II Ватиканского Собора, там поляки пригласили немецких епископов на торжественное празднование 1000-летия принятия христианства в Польше, которое было запланировано на 1966 год. Они надеялись, что приезд немецких епископов на торжества по случаю празднования юбилея будет способствовать укреплению веры поляков в услових коммунистического режима. Приглашение заканчивалось известными словами: "В духе христианской любви и общечеловеческого единства, тут на пороге оканчивающегося Собора, протягиваем вам наши руки, прощаем и просим о прощении".

Польскую сторону разочаровал ответ немецких епископов. Не все немецкие епископы заняли однозначную позицию по отношению к государственности Польши и ее границам. Решающий шаг польских епископов не нашел поддержки у верующих, а коммунисты воспользовались этим для проведения очередной антицерковной компании. Первый раз в послевоенное время коммунистическрй власти удалось обвинить епископов в предательстве польского народа, а так же внести раздор между католической иерархией и народом. Во многих выступлениях кардинал Стефан Вышиньский и вроцлавский архиепископ Болеслав Коминек, пытались парировать, используя против коммунистов их же "народническую" аргументацию. На какое-то время диалог между епископами Польши и Германии прекратился.

Через несколько лет кардинал Вышиньский писал немецкому кардиналу Дюпфнеру, что не раз слышал от представителей общественности и простых священников высказывания, что его: "Инициатива подкрепленная христианской любовью среди немецких епископов наткнулась на политику. Наша, протянутая от всей души рука, не была принята. Это тем более неприятно, что немецкие протестанты в католической Польше сохранили более евангельские настроения, относят все спорные вопросы исключительно на счет войны, а так же желают объединения, чаще уповая на Имя Господне".

Ответ спустя три года

Похожие чувства испытывал Йозеф Ратцингер, который будучи консультантом во время II Ватиканского Собора познакомился в Риме с польскими епископами. Поэтому он поддержал инициативу Вальтера Диркса, редактора лево-католической "Frankfurter Hefte", а так же участников католического движения за мир "Pax Christi". Они организовали группу, состоящую из немецких католиков, деятельность которой была сосредоточена в основном на истории польской мартирологии.

В результате длительного диалога, в котором участвовали представители католических общин, некоторые политики от ХДС, появился меморандум. Так же как и ранее этот документ имел отношение к польской истории, а так же к изгнаниям поляков и немцев с их земель. Главным лозунгом документа было: "Не можем требовать возврата Германии от Одера до Нейссе". Одним из авторов этого тезиса был судья конституционного суда Эрнст Вольфганг Бекенферде.

Меморандум, содержащий историко-моральную аргументацию и значительную критику позиции немецких епископов, подписан многими изхвестными немецкими преподавателями универститетов, это были барон Карл Оттмар фон Аретин, Эрнст Вольфганг Бекенферде, Эрнст-Отто Чемпиль, Ойген Когон, Фриц Ляйст, Макс Мюллер, Франц Пеггелер, Роберт Шпеманн, Гильберт Цибура, а так же теологи Карл Раннер, Иоганн Батист Метц, Норберт Грайнахер, Хаймо Дольх, Петер Легенсфельд и Паулус Энгельхард. А так же Йозеф Ратцингер, который был тогда преподавателем теологии в университете Тюбингена.

Нынешний Папа писал тогда: "Я благодарен и счастлив, что наконец проявлена инициатива, которой я так давно ждал". Одновременно Ратцингер в категоричной форме отмежевался от высказываний своего коллеги Иоганна Батиста Метца на тему политической теологии.

Редко когда межцерковные инициативы, проявленные столь решительно, прокладывали дорогу к взаимопонимаю между целыми государствами. Сам Вилли Брандт с уважением высказался тогда о меморандуме, о церковных инициативах ведущих к межгосударственному согласию, и обратился к фракции ХДС/ХСС с просьбой о поддержке подписания межгосударственного договора в Варшаве, планируемого на 1970 год. По мнению Вилли Брандта, Ратцингер, оставаясь на своей политической позиции, в то время опередил свою эпоху.

Брандт сделал еще больше, он активно поддержал усилия архиепископа Коминека, который встретился в Риме с представителями канцлера Западной Германии Гербертом Вернером и Георгом Лебером, чтобы урегулировать вопросы о новых границах польских диоцезов на западных землях. Польский архиепископ, как и правительство Польской Народной Республики, опасались совместный действий Бонна и Москвы во вред Польше. Ватикан так же заявил правительству ФРГ о признании им новой границы ПНР. Вилли Брандт подтвердил свое согласие с этим перед Папой, несмотря на то, что немецкие католики, а конкретно ХДС, предпринимали попытки недружественной агитации.

Тот факт, что такая важная для польской церкви проблема нашла поддержку Апостольского Престола*, способствовал скорейшей ратификации польско-немецкого межгосударственного договора в 1972 году. Не последнюю роль в этом сыграли так же смелость и стойкость правительства Брандта.

Кто работал на примирение

"Bensberger Kreiss" неоднократно поддерживал польскую церковь. В открытых публикациях, а так же во время дружеских визитов в Клубы католической интеллегенции Тадеуш Мазовецкий неоднократно взывал к католикам Германии и их епископам о поддержке польско-немецкого договора 1970 года, о признании новых границ диоцезов.

В 1970 году архиепископ Коминек обращался к фракции ХДС/ХСС, о том что бы фракция поддержала межгосударственный договор, но эти просьбы, не смотря на активное содействие "Bensberger Kreiss" к сожалению не возымели успеха.

Из работ Анджея Мицевского и Ханса Якоба Штелле мы узнаем, как сильно немецкие епископы разочаровали кардинала Вышиньского и всю польскую церковь. "Bensberger Kreiss" тоже были в сильном разочаровании. В послесоборной эйфории всем верилось, что католическая церковь в Германии и ее представители будут более открыты и проявят больше симпатиии к католической Польше. На этом отрезке истории эстафетную палочку примирения приняло правительство Вилли Брандта и понесло ее дальше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что впервые за всю историю послевоенной Германии, самые известные представители Католической Церкви ("Bensberger Kreiss"), вступили в ХДС и стали активно проводить политику взаимопонимания. Этот консервативный с точки зрения немцев шаг, подчеркивал плюрализм немецкого католичества, который был не до конца понят представителями Клубов католической интеллигенции.

Им, а значит и Йозефу Ратцингеру тоже, кардинал Вышиньский писал в письме: "Радостно то, что мы можем поблагодарить вас за ту христианскую отвагу, христианскую добрую волю и за широкие горизонты в оценке международной ситуации. Страницы вашего меморандума пронизаны духом Евангелия".

В 1970 году делегация "Bensberger Kreiss" была сердечно принята архиепископом Коминеком. Во времена военного положения в Польше "Bensberger Kreiss" поддерживали близкие отношения с отделениями Клуба католической интеллегенции во многих приходах Вроцлава.

"Подписываю и соглашаюсь", Йозеф Ратцингер

"Ставлю свою подпись и тем самым соглашаюсь с "Меморандумом немецких католиков о польско-немецких отношениях". Далее надпись от руки гласит: "Не согласен только с абзацем 2 на странице 4 ( "Как христиане…."). По моему мнению этот фрагмент отражает одностороннюю фальшивую политическую теологию, где проф. Метц ведет речь о теории управления государством согласно заповедям. Несмотря на это, я благодарен и счастлив, что наконец проявлена инициатива, которой я давно ждал".

Фридхельм Болль является сотрудником архива Фонда имени Фридриха Эберта. Затронутые в статье вопросы стали темой исторической конференции, прошедшей 26-27 ноября в Варшаве.


------------------
* Святой Престол в то время занимал Павел VI

перевод с польского - Юрий ЖУКОВСКИЙ

Источник CRISTIANITAS.PL
JOSEPH RATZINGER BYL ENTUZJASTA POJEDNANIA
 

Немецкий историк Фридхельм Болль,
подтвердивший участие Ратцингера в примирении
 
 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Секс кемерово на раз
generic cialis 20mg