Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ѕлижайшие трансл€ции
 
28 феврал€
19.30 по мск. - вылет в  астель √андольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Ѕенедикта XVI 

 

фоторепортаж


¬етренный ћилан 2012
ѕечать E-mail
30.04.2003 г.
–атцингер

ќ  атехизисе и "справедливой войне"
¬ апреле 2003 года кардинал –атцингер дал интервью ит. журналу

»нтервью, которое кардинал –атцингер, префект  онгрегации ¬ероучени€ дал италь€нскому журналу Ђ30giorniї в апреле 2003 года, в котором говоритс€ о проекте »оанна ѕавла II учредить специальную комиссию дл€ подготовки  омпендиума  атехизиса  атолической ÷еркви.

7 марта того же года «ал ѕечати —в€того ѕрестола опубликовал письмо ѕапы »оанна ѕавла II, в котором он просит кардинала –атцингера возглавить вышеуказанную специальную комиссию.

Ц ¬аше ¬ысокопреосв€щенство, чем вызвано решение подготовить  омпендиум  атехизиса? “ем, что текст, опубликованный в 1992 году, был слишком т€желым дл€ воспри€ти€?

- ∆елание создать краткий  атехизис родилось сразу после опубликовани€ его полного текста. »здание 1992 года €вл€етс€ важным ориентиром дл€ того, чтобы знать, чему учит ÷ерковь, и это полезно также и дл€ тех, кто не €вл€етс€ католиком. ќднако, с другой стороны, оно получилось слишком объемным, прежде всего дл€ простого использовани€ его в качестве пособи€ дл€ катехизиса.

ќтсюда возникает необходимость синтеза Ц в краткой, простой и €сной форме Ц того, что €вл€етс€ важным и основополагающим в вопросах католической веры и морали. «а это врем€ было предприн€то несколько попыток в этом направлении. » ни одна из них, пожалуй, не принесла насто€щего результата.

Ќаконец, во врем€ международного конгресса, состо€вшегос€ в ¬атикане в окт€бре 2002 года в св€зи с 10-летней годовщиной опубликовани€  атехизиса, об этом желании сообщили —в€тейшему ќтцу. » ѕапа согласилс€.

Ц » все же, как утверждал венский кардинал  ристоф Ўенборн, саму идею катехизиса очень часто отвергают, Ђпо крайней мере, в немецко€зычных странах, и, прежде всего, в официальных кругах, св€занных с преподаванием катехизисаїЕ

- Ёто действительно так, существует определенное противодействие любой попытке Ђкристаллизоватьї учение в слова, во им€ большей его Ђдоходчивостиї, и, с другой стороны, существует определенный антидогматизм, живущий в сердцах многих; пост-соборное движение преподавателей катехизиса первым указало на антропологический аспект этого вопроса и поверило, что катехизис, изложенный слишком научным €зыком, может стать преп€тствием столь необходимому диалогу с сегодн€шним человеком.

ћы убеждены в обратном. „тобы вести предметный диалог, необходимо знать, о чем мы должны говорить. Ќеобходимо знать сущность нашей веры. ѕоэтому сегодн€ катехизис нужен как никогда.

- ƒаже в свете Ђкатастрофического результата современного катехизисаї, о котором ¬ы за€вили несколько лет назад?

- Ёто факт. я не желаю никого осуждать, однако очевидно, что на сегодн€шний день религиозное невежество достигло ужасающих масштабов, достаточно поговорить с молодежьюЕ «а врем€, прошедшее после —обора, €вно не удалось конкретно передать им содержание христианской веры.

Ц ¬ своем выступлении на конгрессе ¬ы сами намекнули на Ђропотыї критиков  атехизиса. ќни и сейчас слышны?

Ц ѕока что нет, но когда проект  омпендиума обретет плоть, можно ожидать, что они по€в€тс€ Е

Ц  аковы общие критерии, по которым будет составлен  омпендиум. ќн будет строитьс€ на вопросах и ответах?

Ц ћы пока думаем; кажетс€, что все склон€етс€ в пользу системы вопросов и ответов, котора€ используетс€ также и вне  атолической ÷еркви, но € не осмелюсь делать прогнозы также и потому, что проект будет передан на рассмотрение всем кардиналам и президентам епископских конференций, очень многое будет зависеть от их реакции.

√отов€щийс€  омпендиум не будет  омпендиумом католической веры, но  омпендиумом  атехизиса 1992 года, которому он должен быть верен. ¬месте с тем, €зык  омпендиума должен быть удобочитаемым, что сделает его действительно доступным дл€ всех.

- ≈сли бы можно было вернутьс€ к форме вопросов-ответов, в этом случае можно было бы говорить о восстановлении методологии  атехизиса св. ѕи€ XЕ

- Ёто правда, катехизисы эпохи –еформации, как католические, так и ћартина Ћютера, используют этот метод. ” человека действительно есть свои вопросы, а вера представл€ет себ€ в качестве ответа на эти вопросы.

ѕоэтому именно в такой период, как наш сегодн€шний день, когда диалогу справедливо придают важное значение в воспитании в духе веры и в отношени€х между людьми, мне кажетс€ естественным, что форма вопросов и ответов найдет применение в такой книге, как  омпендиум.

-  стати, о  атехизисе св. ѕи€ X, который по сей день имеет своих ценителей: после опубликовани€  омпендиума он будет считатьс€ окончательно устаревшим?

- ¬ера как такова€ остаетс€ всегда неизменной. —ледовательно, также и  атехизис св. ѕи€ X всегда сохран€ет свою ценность. ћожет изменитьс€ всего лишь способ передачи содержани€ веры. » именно в этом смысле может возникнуть вопрос: следует ли считать  атехизис св. ѕи€ X действенным сегодн€?

я считаю, что  омпендиум, который мы готовим, сможет наилучшим образом ответить на требовани€ сегодн€шнего дн€. Ќо это не исключает, что есть люди, или группы людей, которым будет удобней пользоватьс€  атехизисом св. ѕи€ X.

Ќе следует забывать, что этот  атехизис исходил из текста, подготовленного самим ѕапой, когда он был епископом ћантуи. –ечь шла о тексте, который был результатом личного опыта катехизации будущего ѕапы ƒжузеппе —арто, и который отличалс€ простотой изложени€ и глубиной содержани€.

“акже и поэтому  атехизис св. ѕи€ X может иметь поклонников и в будущем. Ќо это, разумеетс€, не делает наш труд напраснымЕ

- ¬ернемс€ к  омпендиуму.  огда он может быть готов?

- ќчень трудно делать прогнозы. “акже и потому, что мы должны будем подготовить текст, который затем должен будет получить оценку всех кардиналов —в€щенной  оллегии и всех президентов епископских конференций; на эту последнюю операцию потребуетс€ по меньшей мере шесть мес€цев. ¬ общем, если все будет хорошо,  омпендиум должен быть готов в течение двух лет.

- ѕосле публикации  омпендиум должен будет стать нормативным документом дл€ всех  атехизисов епископский конференций?

- “екст будет нормативным в отношении доктринального содержани€, которое идентично  атехизису 1992 года. ¬ том же, что касаетс€ метода, то он предлагаетс€ в качестве рекомендации, поскольку в этой области следует предоставить больше свободы, исход€ из того, что социальные и культурные контексты католического мира сильно различаютс€ между собой. —охран€€ в неприкосновенности главное содержание веры, в методологии катехизиса следует всегда придерживатьс€ определенной гибкости.

- ќн должен будет использоватьс€ также в семинари€х и богословских факультетах?

-  омпендиум будет полезен дл€ катехизации в приходах, в молитвенных группах, в церковных движени€х. —еминари€м и богословским факультетам надлежит пользоватьс€ Ђбольшимї  атехизисом 1992 года. ¬ этих кругах уже должны были усвоить то, что будет опубликовано в  омпендиуме Е

-  атехизис 1992 года был продан миллионными тиражами. Ѕыл ли он действительно использован затем при составлении национальных катехизисов?

- ¬ —оединенных Ўтатах ни один катехизис, и ни одна книга о нем не может быть опубликована, если они не прошли испытани€ на соответствие  атехизису 1992 года. ¬ некоторых азиатских странах, например в »ндии, он используетс€ в колледжах как ориентир дл€ изучени€ католической доктрины. ¬ других странах этого не произошло.

ћожет быть,  атехизис 1992 года, как это случаетс€ со многими книгами, больше покупали, чем читалиЕ ћожет быть, он мог принести больше пользы. Ќо € верю, что он внес свой вклад в конкретизацию доктринального и пастырского пути этого последнего дес€тилети€.

- Ётот  омпендиум будет обращен к тем, кто уже встретил ’риста?

-  омпендиум, так же, как и  атехизис 1992 года, обращен прежде всего к епископам, катехизаторам, учител€м и правозвестникам веры. ќднако, мы всегда должны помнить о том, что сказал св. ѕавел, то есть о том, что вера приходит не от чтени€, но от слушани€. ¬ том же  атехизисе 1992 года объ€сн€етс€, что христианство не €вл€етс€ религией, основанной на книге.

¬ера передаетс€ лично, от человека к человеку, а не через чтение  атехизиса. ≈го чтение может быть полезным также и дл€ не-христиан, желающих узнать о том, во что верит и чему учит  атолическа€ ÷ерковь.

- ¬  атехизисе будут излагатьс€ такие вызывающие споры вопросы, как смертна€ казнь, или такие прискорбно актуальные, как доктрина Ђсправедливой войныї?

- ¬се главное содержание катехизиса должно будет найти место в  омпендиуме, включа€ упом€нутые ¬ами темы, которые были самыми обсуждаемыми в комиссии, подготовившей  атехизис 1992 года. –ечь идет о темах христианской морали, имеющих огромное значение. » в  омпендиуме должно найтись место не только дл€ темы индивидуальной морали, но также дл€ темы морали общественной.

-  аса€сь этих двух тем Ц смертной казни и Ђсправедливой войныї Ц насколько сильно изменилась их трактовка по сравнению с тем, как они были изложены в 1992 году?

- ƒействительно, в изложении вопроса о смертной казни между первым изданием  атехизиса 1992 года и его editio typica на латинском €зыке, вышедшем в 1997, произошла значительна€ эволюци€. —уть осталась неизменной, но построение аргументов развилось в ограничительном направлении. я не исключаю, что по этим темам могут быть вариации в типе аргументации и в пропорции различных аспектов проблем. Ќо радикальные изменени€ € бы исключил.

- ¬аше ¬ысокопреосв€щенство, позвольте задать один актуальный вопрос, св€занный в некоторой степени с  атехизисом. јнгло-американска€ война в »раке входит в каноны Ђсправедливой войныї?

- ѕапа с предельной €сностью выразил свое мнение, и это мнение €вл€етс€ не только его личным, но он выразил его от имени всей  атолической ÷еркви. –азумеетс€, он изложил эту позицию не в качестве доктрины ÷еркви, но как призыв сознани€, просвещенного верой. ћнение —в€тейшего ќтца убедительно и с рациональной точки зрени€: дл€ разв€зывани€ войны против »рака не было достаточных мотивов.

ѕрежде всего, с самого начала стало €сно, что нет гарантии соразмерности между возможными положительными результатами и несомненными отрицательными последстви€ми конфликта. Ѕолее того, казалось €сным, что отрицательных последствий будет больше.

» это не счита€ того, что следует начать с вопроса: допустимо ли сегодн€, с новыми видами вооружени€, которые несут разрушение в радиусе, намного превосход€щем расположение воюющих группировок, само пон€тие, само существование Ђсправедливой войныї?

- ¬ одной из своих статей главный редактор журнала ЂStampaї Ѕарбара —пинелли, излага€ позицию »оанна ѕавла II против войны в »раке, называет ее Ђвдохновленной христианским реализмомїЕ

- ”твержда€, что позици€ ѕапы €вл€етс€ не вопросом доктрины веры, но плодом суждени€ просвещенного сознани€, имеющего под собой рациональное основание, € хотел сказать именно об этом. –ечь идет о позиции христианского реализма, который, без ложной учености, оценивает факторы реальности с учетом достоинства человеческой личности, как высочайшей ценности, которую следует уважать.

- — обоих сторон конфликта посто€нно звучат воззвани€ к јллаху и к Ѕогу Е

- Ёто прискорбно. –ечь идет о злоупотреблении именем Ѕожиим. Ќи одна из сторон не может со всем основанием утверждать, что она действует во им€ Ѕога. —в€тейший ќтец неоднократно подчеркивал, что насилие никогда не может быть использовано во им€ Ѕога. » поскольку мы говорили о катехизисе, здесь уместно напомнить о том, к чему нас призывает втора€ заповедь: ЂЌе произноси имени √оспода Ѕога твоего напрасної.

ѕеревод: —офи€ ’јЋ’ќƒ∆ј≈¬ј агентство Agnuz

 
 
« ѕред.   —лед. »
 
пїњ
–Т–Ш–І –Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ –і–ї—П —Б–µ–Ї—Б–∞ –≤ –Ъ—А–∞—Б–љ–Њ–Ї–∞–Љ–µ–љ—Б–Ї–µ
generic cialis 20mg