Benedetto XVI - Papst.pro
 

срочно в номер

 
Ближайшие трансляции
 
28 февраля
19.30 по мск. - вылет в Кастель Гандольфо
23.00 по мск. - конец понтификата Бенедикта XVI 

 

фоторепортаж


Ветренный Милан 2012
Печать E-mail
30.04.2003 г.
Ратцингер

О Катехизисе и "справедливой войне"
В апреле 2003 года кардинал Ратцингер дал интервью ит. журналу

Интервью, которое кардинал Ратцингер, префект Конгрегации Вероучения дал итальянскому журналу «30giorni» в апреле 2003 года, в котором говорится о проекте Иоанна Павла II учредить специальную комиссию для подготовки Компендиума Катехизиса Католической Церкви.

7 марта того же года Зал Печати Святого Престола опубликовал письмо Папы Иоанна Павла II, в котором он просит кардинала Ратцингера возглавить вышеуказанную специальную комиссию.

– Ваше Высокопреосвященство, чем вызвано решение подготовить Компендиум Катехизиса? Тем, что текст, опубликованный в 1992 году, был слишком тяжелым для восприятия?

- Желание создать краткий Катехизис родилось сразу после опубликования его полного текста. Издание 1992 года является важным ориентиром для того, чтобы знать, чему учит Церковь, и это полезно также и для тех, кто не является католиком. Однако, с другой стороны, оно получилось слишком объемным, прежде всего для простого использования его в качестве пособия для катехизиса.

Отсюда возникает необходимость синтеза – в краткой, простой и ясной форме – того, что является важным и основополагающим в вопросах католической веры и морали. За это время было предпринято несколько попыток в этом направлении. И ни одна из них, пожалуй, не принесла настоящего результата.

Наконец, во время международного конгресса, состоявшегося в Ватикане в октябре 2002 года в связи с 10-летней годовщиной опубликования Катехизиса, об этом желании сообщили Святейшему Отцу. И Папа согласился.

– И все же, как утверждал венский кардинал Кристоф Шенборн, саму идею катехизиса очень часто отвергают, «по крайней мере, в немецкоязычных странах, и, прежде всего, в официальных кругах, связанных с преподаванием катехизиса»…

- Это действительно так, существует определенное противодействие любой попытке «кристаллизовать» учение в слова, во имя большей его «доходчивости», и, с другой стороны, существует определенный антидогматизм, живущий в сердцах многих; пост-соборное движение преподавателей катехизиса первым указало на антропологический аспект этого вопроса и поверило, что катехизис, изложенный слишком научным языком, может стать препятствием столь необходимому диалогу с сегодняшним человеком.

Мы убеждены в обратном. Чтобы вести предметный диалог, необходимо знать, о чем мы должны говорить. Необходимо знать сущность нашей веры. Поэтому сегодня катехизис нужен как никогда.

- Даже в свете «катастрофического результата современного катехизиса», о котором Вы заявили несколько лет назад?

- Это факт. Я не желаю никого осуждать, однако очевидно, что на сегодняшний день религиозное невежество достигло ужасающих масштабов, достаточно поговорить с молодежью… За время, прошедшее после Собора, явно не удалось конкретно передать им содержание христианской веры.

– В своем выступлении на конгрессе Вы сами намекнули на «ропоты» критиков Катехизиса. Они и сейчас слышны?

– Пока что нет, но когда проект Компендиума обретет плоть, можно ожидать, что они появятся …

– Каковы общие критерии, по которым будет составлен Компендиум. Он будет строиться на вопросах и ответах?

– Мы пока думаем; кажется, что все склоняется в пользу системы вопросов и ответов, которая используется также и вне Католической Церкви, но я не осмелюсь делать прогнозы также и потому, что проект будет передан на рассмотрение всем кардиналам и президентам епископских конференций, очень многое будет зависеть от их реакции.

Готовящийся Компендиум не будет Компендиумом католической веры, но Компендиумом Катехизиса 1992 года, которому он должен быть верен. Вместе с тем, язык Компендиума должен быть удобочитаемым, что сделает его действительно доступным для всех.

- Если бы можно было вернуться к форме вопросов-ответов, в этом случае можно было бы говорить о восстановлении методологии Катехизиса св. Пия X…

- Это правда, катехизисы эпохи Реформации, как католические, так и Мартина Лютера, используют этот метод. У человека действительно есть свои вопросы, а вера представляет себя в качестве ответа на эти вопросы.

Поэтому именно в такой период, как наш сегодняшний день, когда диалогу справедливо придают важное значение в воспитании в духе веры и в отношениях между людьми, мне кажется естественным, что форма вопросов и ответов найдет применение в такой книге, как Компендиум.

- Кстати, о Катехизисе св. Пия X, который по сей день имеет своих ценителей: после опубликования Компендиума он будет считаться окончательно устаревшим?

- Вера как таковая остается всегда неизменной. Следовательно, также и Катехизис св. Пия X всегда сохраняет свою ценность. Может измениться всего лишь способ передачи содержания веры. И именно в этом смысле может возникнуть вопрос: следует ли считать Катехизис св. Пия X действенным сегодня?

Я считаю, что Компендиум, который мы готовим, сможет наилучшим образом ответить на требования сегодняшнего дня. Но это не исключает, что есть люди, или группы людей, которым будет удобней пользоваться Катехизисом св. Пия X.

Не следует забывать, что этот Катехизис исходил из текста, подготовленного самим Папой, когда он был епископом Мантуи. Речь шла о тексте, который был результатом личного опыта катехизации будущего Папы Джузеппе Сарто, и который отличался простотой изложения и глубиной содержания.

Также и поэтому Катехизис св. Пия X может иметь поклонников и в будущем. Но это, разумеется, не делает наш труд напрасным…

- Вернемся к Компендиуму. Когда он может быть готов?

- Очень трудно делать прогнозы. Также и потому, что мы должны будем подготовить текст, который затем должен будет получить оценку всех кардиналов Священной Коллегии и всех президентов епископских конференций; на эту последнюю операцию потребуется по меньшей мере шесть месяцев. В общем, если все будет хорошо, Компендиум должен быть готов в течение двух лет.

- После публикации Компендиум должен будет стать нормативным документом для всех Катехизисов епископский конференций?

- Текст будет нормативным в отношении доктринального содержания, которое идентично Катехизису 1992 года. В том же, что касается метода, то он предлагается в качестве рекомендации, поскольку в этой области следует предоставить больше свободы, исходя из того, что социальные и культурные контексты католического мира сильно различаются между собой. Сохраняя в неприкосновенности главное содержание веры, в методологии катехизиса следует всегда придерживаться определенной гибкости.

- Он должен будет использоваться также в семинариях и богословских факультетах?

- Компендиум будет полезен для катехизации в приходах, в молитвенных группах, в церковных движениях. Семинариям и богословским факультетам надлежит пользоваться «большим» Катехизисом 1992 года. В этих кругах уже должны были усвоить то, что будет опубликовано в Компендиуме …

- Катехизис 1992 года был продан миллионными тиражами. Был ли он действительно использован затем при составлении национальных катехизисов?

- В Соединенных Штатах ни один катехизис, и ни одна книга о нем не может быть опубликована, если они не прошли испытания на соответствие Катехизису 1992 года. В некоторых азиатских странах, например в Индии, он используется в колледжах как ориентир для изучения католической доктрины. В других странах этого не произошло.

Может быть, Катехизис 1992 года, как это случается со многими книгами, больше покупали, чем читали… Может быть, он мог принести больше пользы. Но я верю, что он внес свой вклад в конкретизацию доктринального и пастырского пути этого последнего десятилетия.

- Этот Компендиум будет обращен к тем, кто уже встретил Христа?

- Компендиум, так же, как и Катехизис 1992 года, обращен прежде всего к епископам, катехизаторам, учителям и правозвестникам веры. Однако, мы всегда должны помнить о том, что сказал св. Павел, то есть о том, что вера приходит не от чтения, но от слушания. В том же Катехизисе 1992 года объясняется, что христианство не является религией, основанной на книге.

Вера передается лично, от человека к человеку, а не через чтение Катехизиса. Его чтение может быть полезным также и для не-христиан, желающих узнать о том, во что верит и чему учит Католическая Церковь.

- В Катехизисе будут излагаться такие вызывающие споры вопросы, как смертная казнь, или такие прискорбно актуальные, как доктрина «справедливой войны»?

- Все главное содержание катехизиса должно будет найти место в Компендиуме, включая упомянутые Вами темы, которые были самыми обсуждаемыми в комиссии, подготовившей Катехизис 1992 года. Речь идет о темах христианской морали, имеющих огромное значение. И в Компендиуме должно найтись место не только для темы индивидуальной морали, но также для темы морали общественной.

- Касаясь этих двух тем – смертной казни и «справедливой войны» – насколько сильно изменилась их трактовка по сравнению с тем, как они были изложены в 1992 году?

- Действительно, в изложении вопроса о смертной казни между первым изданием Катехизиса 1992 года и его editio typica на латинском языке, вышедшем в 1997, произошла значительная эволюция. Суть осталась неизменной, но построение аргументов развилось в ограничительном направлении. Я не исключаю, что по этим темам могут быть вариации в типе аргументации и в пропорции различных аспектов проблем. Но радикальные изменения я бы исключил.

- Ваше Высокопреосвященство, позвольте задать один актуальный вопрос, связанный в некоторой степени с Катехизисом. Англо-американская война в Ираке входит в каноны «справедливой войны»?

- Папа с предельной ясностью выразил свое мнение, и это мнение является не только его личным, но он выразил его от имени всей Католической Церкви. Разумеется, он изложил эту позицию не в качестве доктрины Церкви, но как призыв сознания, просвещенного верой. Мнение Святейшего Отца убедительно и с рациональной точки зрения: для развязывания войны против Ирака не было достаточных мотивов.

Прежде всего, с самого начала стало ясно, что нет гарантии соразмерности между возможными положительными результатами и несомненными отрицательными последствиями конфликта. Более того, казалось ясным, что отрицательных последствий будет больше.

И это не считая того, что следует начать с вопроса: допустимо ли сегодня, с новыми видами вооружения, которые несут разрушение в радиусе, намного превосходящем расположение воюющих группировок, само понятие, само существование «справедливой войны»?

- В одной из своих статей главный редактор журнала «Stampa» Барбара Спинелли, излагая позицию Иоанна Павла II против войны в Ираке, называет ее «вдохновленной христианским реализмом»…

- Утверждая, что позиция Папы является не вопросом доктрины веры, но плодом суждения просвещенного сознания, имеющего под собой рациональное основание, я хотел сказать именно об этом. Речь идет о позиции христианского реализма, который, без ложной учености, оценивает факторы реальности с учетом достоинства человеческой личности, как высочайшей ценности, которую следует уважать.

- С обоих сторон конфликта постоянно звучат воззвания к Аллаху и к Богу …

- Это прискорбно. Речь идет о злоупотреблении именем Божиим. Ни одна из сторон не может со всем основанием утверждать, что она действует во имя Бога. Святейший Отец неоднократно подчеркивал, что насилие никогда не может быть использовано во имя Бога. И поскольку мы говорили о катехизисе, здесь уместно напомнить о том, к чему нас призывает вторая заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».

Перевод: София ХАЛХОДЖАЕВА агентство Agnuz

 
 
« Пред.   След. »
 
п»ї
Билясувар познакомлюсь с мужщиной
generic cialis 20mg